Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. (автор Казарина С.Н.)

 Основой гражданско-патриотического воспитания является уважение к своей стране, к её традициям, истории, культуре. Патриотическое воспитание всегда являлось одной из главных задач современной школы.

Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его свершениям и достойным страницам прошлого. Роль школы в этом плане трудно переоценить.

Процесс воспитания чувства патриотизма у школьников длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам отцов и дедов нельзя вырастить достойных граждан. Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, любить свой народ. Каждый маленький гражданин должен знать историю своей малой родины, людей, отстоявших её свободу и независимость, историю своей семьи.

Воспитание гражданина России, формирование гражданственности идёт через привитие общечеловеческих норм нравственности. Учащиеся чувствуют привязанность к родной земле, включаясь в краеведческую работу, знакомясь с памятными местами родного края, встречаясь с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги.

Патриотическое воспитание начинается с первых дней учёбы в школе.                                                                     К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Понятие патриотизма включает в себя:                                                                                        — чувство привязанности к родным местам;                                                   — уважение к своему народу, его языку;                                                                                                                                          — осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести, достоинства, свободы и независимости;                                                                          — гордость за социальные и культурные достижения своей страны, за символы государства, за свой народ;                                                                                                                                                                        — уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его традициям;                                                                                                                                                  — ответственность за судьбу страны, народа, стремление посвящать свой труд, свои способности укреплению могущества и расцвету Родины;                                                 — гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Каждый год в классе проходят классные и внеклассные мероприятия, направленные на воспитание человека – патриота. Формы работы различны. Это и часы общения, беседы, викторины, конкурсы, уроки мужества, коллективные творческие дела, экскурсии, кружковая работа.

Одной из интересных и эффективных форм являются занятия кружка «Краеведение». Данная деятельность позволяет каждому ученику овладеть знаниями о своём родном крае, о Родине, людях, традициях. Внимание детей сосредоточено на понимании истории и культуры Тулы и Тульской области. Экскурсии, беседы, видеозаписи поддерживают интерес и познавательную мотивацию. Заочные экскурсии в Ясную Поляну открыли для детей мир Л. Н. Толстого, его жизнь и творчество. На занятиях кружка учащиеся познакомились с историей тульского самовара, пряника, оружейного производства. Беседы, презентации о Тульском кремле раскрыли историко-культурные корни. Во втором классе дети побывали на интересной и познавательной экскурсии в Тульском кремле, участвовали в игре по станциям. В третьем классе группа учащихся приняла участие в игре-соревновании «Тайны Тульского кремля», где стала призёром. Очень важно, что дети выходили с занятий с массой впечатлений, новыми знаниями, желанием ещё больше знать.

Неоценимое значение в воспитании патриотических чувств имеют экскурсии. На занятиях в музее «Тульские древности» учащиеся познакомились с особенностями быта на Руси, открыли для себя секреты тульских мастеров, посетили урок в средневековой школе, узнали о традициях празднования «Масленицы». Также дети побывали на экскурсии в Музее Оружия, познакомились с богатой и разнообразной экспозицией тульского оружия от петровских времён до наших дней, занимались в гончарной мастерской. Такие экскурсии не оставляют учащихся равнодушными. Надолго запомнится посещение детьми и родителями конноспортивного комплекса «Арсенал», сотрудники которого знакомят экскурсантов с  традициями Тульского края.

Формированию у школьников высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству способствует изучение русской истории, воинских традиций, а также знаменательные героические и исторические даты. Каждый год в преддверии празднования Дня Победы дети готовят рисунки на военную тему, в классе проходят беседы и часы общения, сбор материалов о родственниках, участниках Великой Отечественной войны. К 75-летию героической обороны Тулы, 40-летию присвоения городу звания «Город-герой» в классе прошёл конкурс чтецов, проводились тематические классные часы, беседы.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача. В её решении неоценимую помощь оказывают родители. Систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия семьи и школы, ответственность и взрослых, и детей за свои поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Человек, горячо любящий свою Родину, с детских лет стремится своими делами внести вклад в укрепление, могущество своей страны. Задача педагога, в том, чтобы убедить детей, что патриотический долг – это не только защита Родины, но и добросовестный труд, учёба, помощь людям, бережное отношение к природе, к памяти о прошлом, почитание и уважение традиций своей страны и своего народа.

Ответить

Почта не будет опубликована.Обязательны для заполенения *