Как хорошо уметь читать! (автор Семичева О.И.)

Советы родителям второклассников.

Как хорошо уметь читать…

Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость  внимания ,от которых зависит умственная работоспособность.

Часто бывает так, что ребенок знает все буквы ,может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Пока не дочитаешь страницу…»

Как же сделать так чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью? В этом деле очень полезны игры, в процессе которых обучение чтению идет непринужденно и весело. Огромную роль играют  и вечера семейных чтений, наполненные живым ,умным словом.

Для формирования у ребенка потребности в чтении и письменной речи педагоги и психологи предлагают использовать жизненно важную переписку, содержание которой  должно лично задеть ребенка и апеллировать к самым главным и сильным его интересам.(Ребенку понравился определенный герой, ему хочется  быть на него похожим или дружить с ним .Мама советует написать ему письмо .Вскоре приходит ответ,  автор письма- мама. Так  завязывается переписка).

В жизни любой семьи имеется много возможностей для замены устного общения письменным, которое будет способствовать тому ,что ребенок приобщится к записи, а чтение станет действительно добровольным ,а значит ,усовершенствуется и его техника.

Работа над техникой чтения — процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения обучение  в старших классах будет  затруднено.

Если ребенок находится еще только на первых ступенях овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше  читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два еще 1-2 абзаца. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение часа-полутора за один прием.

Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние  события  дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения (это значит, что при чтении у него возникают трудности)

В режиме щадящего чтения ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим получается автоматически при просмотре диафильмов.

Для того чтобы ребенок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения, надо как можно чаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом.

К своему «росту по чтению» ребенок будет относиться столь же ревностно, как к меткам его роста на двери.

Необходимо отмечать рост, сравнивать сегодняшние результаты со вчерашними, радоваться каждому шагу вперед, каждому успеху.

Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает.

Научившись читать, ребенок открывает для себя мир большой литературы. Особое место в нем занимают сказки. Сказка-первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры.

Есть много сказок, которые помогут детям мыслить логически ,разовьют воображение, речь.

Также развивать чувство языка, вкус к слову, умение говорить выразительно, точно, ярко помогают стихотворения. Дети интуитивно понимают, что самые обыкновенные фразы звучат по-особому, если они осмыслены поэтом.

Чтобы ребенок полюбил чтение, очень важно создать его собственную домашнюю библиотеку. Первый подход — рабочая библиотека ,помогающая в повседневном учебном и   вне учебном  труде: словари, Энциклопедии, научно-популярная литература, периодические издания.

Второй подход-приобретение любимых книг, прочитанных и ставших любимыми (книги-друзья, книги- помощники ,книги-собеседники).

Родителям необходимо самим хорошо знать детскую литературу, чтобы помогать развитию детей.

Приобщение детей к чтению следует начинать с выбора литературы. В этом поможет  прежде всего детская классика: К.Чуковский, С.Маршак, А.Барто,В.Берестов, Б.Заходер, Н.Носов, В.Голявкин, Р.Погодин, Э.Успенский и др.

Книги могут быть разными по жанру, стилю, теме, но обязательно серьезными, настраивающими ребенка на размышления, оценку своих поступков. Нужны  и просто веселые,  типа очень смешной книги Ю.Давыдычева про Ивана Семенова — второгодника и второклассника, самого ленивого человека на свете, который согласен заболеть всеми ужасными болезнями, лишь бы в школу не ходить, уроков не готовить.

Когда у ребенка начнут возникать вопросы о разных предметах, явлениях, зарождаться интересы, увлечения — самое время познакомить его с научно-популярной литературой.

Здесь можно обратиться к «золотому» фонду детской научно-познавательной литературы – книгам М.Пришвина, Е.Чарушина, Г.Снегирева, В.Бианки, Н.Акимова, Г.Скребицкого, Ю.Дмитриева и др.; Книгам энциклопедического характера: «Я познаю мир», «Все обо всем», «Моя первая энциклопедия» и др.

Ребенка следует записать в библиотеку, где из обилия книг можно выбрать то, что нужно именно ему.

В собственной библиотеке нужно показать, как следует располагать книги (по тематике, по жанрам, по авторам), как делать закладки, библиографические карточки с выходными данными.

Если семья выписывает периодические  издания, можно начать сбор вырезок по интересующим вопросам: о животных, растениях,  технике, истории, природных явлениях, спорте и др.

Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное и любовное отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке.

В некоторых семьях стало хорошей традицией сохранять полюбившиеся детские книги (их читали бабушка, дедушка, мама, папа). Такая традиция не только воспитывает бережное отношение к книгам, но и дополняется чувствами к самым дорогим людям.

Сближают и совместная покупка книг, их ремонт, наведение порядка в домашней библиотеке и, конечно же, совместное чтение и обсуждение прочитанного.

Даже бегло читающий ребенок еще долго будет нуждаться  в том, чтобы ему читали вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном.

Советы родителям

  1. Терпеливо помогать ребенку, если у него недостаточная скорость чтения.
  2. Приучая  детей к чтению, опираться на их интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением.
  3. Больше играть с детьми.
  4. Рассказывать детям сказки. Даже «совсем большие» ребята(мы часто говорим 7-8летнему ребенку «Ты уже большой») очень любят песенку, сказку перед сном. Это успокаивает их, помогает снять напряжение.
  5. Чаще устраивайте семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.
  6. Читать самим, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора и компьютера.
  7. Есть вещи, которые детям лучше не слышать и не знать: например, споры родителей на бытовые темы и т.п. Но споры отца и матери по поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно.
  8. Принимать во внимание, что возраст с 7 до 16-это промежуток жизненного пути, когда человек либо приобретает потребность в чтении и реализует ее в течение всей жизни, либо упускает эту возможность.
  9. Не всегда спешить сразу отвечать на детские вопросы, лучше посоветовать поискать ответы в книгах самостоятельно.
  10. Собирать дома различные словари: толковый, орфографический, иностранных слов и т.д.; вырабатывать у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними
  11. Стараться приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращать внимание на то, что сын или дочь читает.
  12. Вместе с ребенком создать для него такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги,а не только, например, фантастика и приключения.
  13. Вместе покупать, читать, ремонтировать книги, обсуждать прочитанное. В этом случае гораздо легче влиять на читательские вкусы ребенка.

Осилив 3-4 книги, стоящие в плане школы, ребенок готов продолжить чтение самостоятельно. Конечно, сначала он станет это делать вслух, но вскоре чтение будет предметом личных переживаний. Не мешайте ему, ожидая, что он начнет читать про себя. Звук собственного голоса дает ему уверенность, а через  нескольких месяцев он научится это делать независимо от вас.

Запишите его в библиотеку и совершайте походы по субботним утрам или после школы, чтобы поменять  книжки. Не помешает время от времени пролистывать то, что стоит на полках, дабы показать свой интерес, но ни в коем случае не подыскивайте ему литературу сами. Несколько ободряющих слов, сказанных вами ,закрепят его любовь к книгам.

Не подумайте, что, записав ребенка в библиотеку, вам не следует покупать ему книги. Если нет больших прорех в семейном бюджете, помогите своему ребенку пережить волнующее чувство владения книгами.

В доме, где чтение является частью семейной жизни,где на полках расположены книги для любого возраста, справочники, атласы ,сказки,  ребенок вырастает с закреплённым читательским навыком.

Ответить

Почта не будет опубликована.Обязательны для заполенения *