Компетентностный подход в технологическом образовании.

Автор: Никольский Михаил Сергеевич

Информация-«Словарь иностранных слов» под ред. И.В.Лехина, С.М.Локшиной, Ф.Н.Петрова.

Издание 6-ое, переработанное и дополненное. Издательство «Советская энциклопедия» Москва 1964 г. стр. 315.

Компетентность—  обладание знаниями,    позволяющими судить, о чём либо. Высказывать веское авторитетное мнение.

Компетентный-от латинского- competens (competentis)- надлежащий, способный-знающий. Сведущий в определённой области; имеющий право по своим знаниям  или полномочиям делать или решать что либо, судить о чём либо.

Компетенция-от латинского -(competentia)-принадлежность по праву. Круг полномочий какого-либо учреждения или лица. Круг вопросов, в которых данное лицо, обладает познаниями, опытом.

В докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном
этапе» четко сформулирован социальный
заказ к образованию: «Развивающемуся
обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью,
динамизмом, конструктивностью, готовы к
межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбы
страны, за ее социально-экономическое
процветание». Как видно, в этой цитате говорится преимущественно о деятельности -
но-творческом, а не предметно-знаниевом
образовании.

Ученые-психологи признают, что для
отечественной школы характерен абстрактный характер содержания образования и
его усвоения, обособленный от реальных
условий и требований профессиональной
деятельности и социальной жизни в современном обществе и от формирования личного (субъектного) опыта детей, получаемого в повседневной жизни вне школы, вследствие чего выпускник не обладает функциональной грамотностью и компетентностью, необходимыми для активного
вхождения в современную социально-экономическую жизнь страны.

Эта проблема является мировой, глобальной. Во всех странах социологи и экономисты констатируют колоссальный разрыв между растущей стоимостью образования и его недостаточной социальной
эффективностью, а также между формальным, техническим обучением, в ходе которого человек овладевает некоторой суммой знаний, и формированием культурной,
творческой и социально ответственной
личности.

Новая формулировка заказа требует и новых подходов к оценке качеств образования

Общепризнано мировым педагогическим сообщество, что в современных условиях качество образования зависит не от объема фактических
знаний индивида, а от овладения им ключевыми компетентностями.  Сегодня и в
отечественной педагогике активно обсуждается возможность модернизации образования на компетентностной основе. Термин «компетентность» на практике в
большинстве случаев употребляется чисто интуитивно. Обычно им выражают высокий уровень квалификации и профессионализма специалиста. В зарубежной литературе этот термин нередко определяют
как «состояние адекватного выполнения
задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности». Ученик считается компетентным по результатам тестирования, если он способен применить усвоенное на практике, т.е. перенести
компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

Отметим, что в современной педагогической литературе параллельно, как синонимы, употребляются два термина: «компетентность» и «компетенция». В словарях
эти термины объяснены следующим образом.

Компетенция (от лат. competo — добиваюсь, соответствую, подхожу)

1) круг
полномочий какого-либо органа или должностного лица;

2) знания, опыт в той или
иной области.

 Компетентность — 1) обладание компетенцией (в первом значении);

2) обладание
знаниями, позволяющими судить о чем либо.

Одно из наиболее удачных, на наш
взгляд, определений компетентности дано
философом П.В.Симоновым: «Компетентность — это не просто обладание знаниями, но скорее потенциальная готовность решать задачи со знанием дела». Доступно
и образно раскрыл сущность компетентностного подхода В.В.Сериков: «Отличие
компетентностнои модели образования от
знаниевой так же велико, как знакомство с

правилами игры в шахматы от самого умения играть. Ученик, выучивший основы наук, при столкновении с реальной жизнью
попадает в такую же ситуацию, как Остап
Бендер во время сеанса одновременной
игры, когда им были проиграны 30 партий.
У него не было игрового опыта, хотя правила игры он знал».

Этот принцип оценки качества образования начинают применять ко всем областям базисного учебного плана, но особо важную роль он играет в технологическом образовании.

Особенность технологической подготовки, принципиально отличающая ее от
трудовой подготовки, лежит, по мнению
В.М.Казакевича, в сфере целеполагания.
Учебное целеполагание при подготовке к
труду всегда направлено на развитие у учащихся способностей выполнять трудовые
действия в идеальных условиях осуществления технологического процесса. Но знания, умения, навыки, которые ученик получил в процессе обучения на идеальной модели технологического процесса, часто
оказываются несопоставимыми с реальными производственными и жизненными ситуациями. Эта особенность выдвигает специфические требования к содержанию обучения технологии: формировать гибкие,
мобильные знания, а также умение применять их в нетипичных ситуациях. Для решения этой педагогической задачи может
быть успешно применен компетентностный подход.

Компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования не является абсолютно новым для
отечественной педагогики. Такой подход
соответствует и традиционным ценностям
российского образования (ориентация на
понимание научной картины мира, на духовность, на социальную активность).
Ориентация на освоение обобщенных
способов деятельности прослеживается в
работах М.Н.Скаткина, И.Я.Лернера,
В.В.Краевского, В.В.Давыдова.

До недавнего времени компетентностный подход связывали главным образом с
профессиональным образованием. Именно в системе профессионального образования, ориентированной на компетентность появились такие педагогические
технологии как задачный подход, имитационно-моделируюший, проектный и контекстный способы обучения, интеграция учебной и исследовательской работы.
Компетентностный подход к профессиональному образованию разрабатывают
А.М.Новиков, М.В.Чошанов.

Но такая ориентация пока не определяет практику школьного образования. Поэтому сегодня для реализации компетентностного подхода нам приходится опираться на международный опыт. Пять главных,
ключевых компетентностей определены
Советом Европы (1.политическая и социальная компетентность, 2.способность жить в
многокультурном обществе,

3.коммуникативная культура,

4.владение информационными технологиями, 5.способность учиться
всю жизнь).

В документах по модернизации российского образования структура ключевых
компетентностей представлена в таких
формулировках:

—           компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;

—           компетентность в сфере гражданско-правовой деятельности (выполнение ролей
гражданина, избирателя, потребителя);

—           компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке
труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться
в нормах и этике трудовых взаимоотношений, иметь навыки самоорганизации);

—           компетентность в бытовой сфере,
включая аспекты собственного здоровья,
семейного бытия;

—           компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, включая выбор
путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.

Практически все указанные компетентности могут формироваться в образовательной области «Технология».

Для реализации компетентностного
подхода важно учитывать, что компетентности формируются не только в школе, но и
под воздействием семьи, друзей, политики, религии, культуры, т.е. реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник.
Технологическое образование располагает такими возможностями для формирования ключевых компетентностей, которых нет в других образовательных областях Именно при изучении технологии школьники учатся мобилизовывать в конкретных ситуациях знания и опыт, полученные при изучении общеобразовательных предметов.

Компетентностный подход может стать
особенно продуктивным для разработки
современных систем технологической подготовки школьников. Суть этого подхода в
приоритете внепредметных, личностно
значимых знаний и умений над предметными знаниями, а опыт российских реформ
показал, что наиболее социально адаптированными оказались люди, обладающие
не суммой академических знаний, а, совокупностью личностных качеств: инициативности, пррдприимчияопти. творческого
подхода к делу, умения принимать

CАМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ

Ориентация всей образовательной системы на формирование внепредметных,
социально значимых знаний и умений наиболее отвечает парадигме личностно ориентированного образования, так как именно такие знания и умения позволят молодежи впоследствии успешно реализоваться в
любой производственной сфере, что и является одной из ведущих целей технологического образования. Рассмотрим, что может дать компетентностный подход для развития технологического образования в школе.

Технологическое образование по своей
сущности ориентировано на компетентностный подход, так как предполагает формирование разнообразных внепредметных
знаний и умений, способности действовать
в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы.. Именно на это
ориентирован метод проектов.

Эту задачу намного труднее решать в
других образовательных областях, потому
что для учителя она заслонена сложностью
программ, их перегруженностью фактическим материалом. Играет важную роль и
психологический фактор: учителя опасаются, что ориентация на внепредметные знания снизит качество знаний по предмету,
следовательно, сделает выпускника менее конкурентноспособным, например, при поступлении в вуз

В этом смысла технологическое образование имеет много преимуществ, так как позволяет создать условия для самореализации школьнику с любыми способностями.
Более того, интегративная система технологической подготовки позволит реализовать
компетентностный подход не только в образовательной области «Технология», но и в
других областях именно за счет интеграции
их с «Технологией», нахождения междисциплинарных полей знаний и умений, организации познавательно-трудовой деятельности
на основе интеграции (например, в форме
межпредметных проектов). Такой подход
позволит поднять статус «Технологии» среди других школьных предметов,

Очевидно, что даже при изучении «Технологии» компетентность, как умение мобилизовать в данной ситуации «полученные
знания и практический опыт не формируется самопроизвольно, а требует целенаправленной систематической работы педагогов и соответствующего методического
обеспечения.

Автор этой статьи в течение ряда лет
проводил опытно-экспериментальную  работу в одном и общеобразовательных учреждений сельскохозяйственного профиля, в котором профильное обучение реализуется на уровне профессиональной
подготовки с выдачей документа государственного образца. Выбор профиля обусловлен наличием
учебно-материальной базы для сельскохозяйственного труда, который в этом общеобразовательном учреждении является системообразующим элементом восвоспитательной системы, содержательной основой
разностороннего развития детей. Теоретические знания учащиеся получают, в системе
сельскохозяйственных кружков и факультативов, профилированных курсов общеобразовательных предметов, а начиная с 8 класса преподаются спецпредметы, необходимые для сдачи квалификационных
экзаменов по специальностям «Мастер животноводства», «Мастер растениеводства»
для девочек и «Тракторист-машинист, водитель автотранспортных средств» для мальчиков. К посильному сельскохозяйственному труду, проведению простейших опытов
учащиеся привлекаются с самого раннего возраста, и к моменту окончания школы каждый выпускник имеет значительный практический опыт в сфере сельского хозяйства.

Казалось бы, при такой организации
профильного обучения и профессиональной подготовки выпускники должны обладать и компетентностью в сфере сельскохозяйственного производства. Однако наблюдения на квалификационных экзаменах
показали парадоксальную ситуацию: учащиеся имеют немалый объем теоретических знаний, подкрепленный многолетним
практическим опытом, и в то же время далеко не всегда способны перенести накопленные знания и опыт в конкретную жизненную ситуацию. Вот только один пример.
Хорошо зная зоотехнические понятия (норма кормления, кормовой рацион и т.д.), девочки в то же время терялись и не могли ответить на вопрос одного из членов  экзаменационной комиссии, сформулированный
следующим образом: «Представь, что ты
покупаешь корову. Как узнать для нее норму кормления? Какую информацию должен
сообщить тебе владелец коровы?» В то же
время на простой вопрос репродуктивного
характера, основанный на том же учебном
материале, — «От каких факторов зависит
норма кормления крупного рогатого скота?» ученики отвечают правильно и без затруднений.

Аналогичная ситуация наблюдалась и на
экзамене по растениеводству. Зная биологические и хозяйственные особенности
различных сортов огурцов, выпускницы не
могли ответить на вопрос, поставленный в
такой формулировке: «К вам обратился за
советом местный дачник. Он просит назвать два сорта огурцов — салатный и для
засолки, которые лучше всего выращивать
в нашем климате. Что вы ему посоветуете?»

Особенно тревожно, что это проявляется в таком сугубо практико-ориентированном предмете, как «Технология». Еще хуже
обстоят дела с «академическими» предметами. Очевидно, что даже при изучении
«Технологии» компетентность как умение
мобилизовать в данной ситуации полученные знания и практический опыт не формируется самопроизвольно, а требует целенаправленной систематической работы педагогов и соответствующего методического
обеспечения.

Необходимо отметить, что мы не противопоставляем компетентность знаниям и
умениям, а рассматриваем ее как новое качество знаний и умений. Компетентность
не может быть определена только через
сумму знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Компетентность — умение
мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт, она порождает умения и
действие. Компетентность не может быть
изолирована от конкретных условий ее реализации и связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений в
условиях конкретной деятельности. Именно компетентность составляет основу социализации личности.

Для реализации компетентностного
подхода нет необходимости и в коренных
изменениях организации образовательного
процесса, тем более в полном отказе от
классно-урочной системы. Компетентностный подход может быть реализован и в рамках традиционного уклада школьной жизни.

Ключевым словом в наших методических поисках стало слово «ситуация». Действительно, и проявить компетентность, и
проверить ее сформированность можно
только в конкретной ситуации. Поэтому
первым шагом в методическом решении
проблемы стала разработка системы заданий особого типа, который можно обозначить как «проблемно-ситуационные задания», В отличие от распространенных в методике любого предмета проблемных
заданий, когда проблема конструируется
путем дидактической обработки, как правило, абстрактного учебного материала,
проблемно-ситуационное задание включает элементы ролевой игры.

Задание моделирует жизненную ситуацию, когда ошибочное решение грозит реальным ущербом. Выполняя такое задание,
ученику приходится исполнять различные
социальные роли — покупателя и продавца, соседа, безработного и работодателя,
при этом содержание задания таково, что
погружает ученика в ситуацию, требующую
применения технологических знаний. Еще
одна особенность — текст такого задания
по объему значительно превышает тексты
традиционных проблемных заданий, и собственно учебная проблема выражена в неявном виде, чтобы выявить ее, необходимо

внимательно прочитать и проанализировать текст. Подобные задания составляют основу тестов, используемых в международных исследованиях качества образования. И российские учащиеся, к сожалению,
демонстрируют далеко не самые высокие
результаты в выполнении таких заданий.

Проблемно-ситуационное задание стало той дидактической единицей содержания, на базе которой реализовался компетентностный подход к технологической
подготовке, как в учебной, так и внеурочной
деятельности.

Прежде всего, мы использовали эти задания для текущего контроля знаний на
уроках технологии, предпочтение отдавали
заданиям на межпредметной основе, которые позволяют проявить готовность использовать в проблемной ситуации не
только технологические знания, но и привлечь знания по общеобразовательным
предметам. Отметим, что, поскольку эксперимент проводился в образовательном
учреждении сельскохозяйственного профиля, задания связаны именно с этим направлением технологической подготовки.

Вот только один пример трансформации
традиционного вопроса на понимание из
материалов проблемно-ситуационное задание. При изучении темы «Кормление сельскохозяйственных животных»
важнейшая задача — сформировать у учащихся систему ведущих зоотехнических пoнятий, которая позволит в дальнейшем свободно пользоваться справочной литературой. Два основных понятия этой темы — «норма кормления» и «рацион», которые
ученики часто путают. Вопросы на усвоение
этих понятий в учебниках чаще всего формулируются так: «От каких факторов зависит норма кормления?», «От каких факторов
зависит рацион кормления?»

Проблемно-ситуационное задание на
этом учебном материале может быть сформулировано следующим образом: «Представьте, что вы фермер, занимаетесь молочным животноводством. В результате пожара сгорел сенной сарай, и вы лишились
половины точно рассчитанных до весны запасов сена. Что вам придется изменить в
результате этого происшествия: норму
кормления коров, их кормовой рацион или
и то и другое.

Во внеурочной деятельности на основе
таких заданий могут проводиться различные мероприятия с дидактической направленностью, которые целесообразно организовать по образцу популярных телевизионных игр и конкурсов, таких, как «Поле
чудес», «Счастливый случай», «Что, где,
когда?» и др. В последние годы это вызывает большой интерес у школьников.

На таких мероприятиях особенно уместны проблемно-ситуационые задания.
Причем желательно, чтобы задания носили межпредметный характер и ответ можно было найти, используя знания, полученные на уроках биологии, химии, физики. В качестве примера приводим одно из
заданий заседания «Клуба знатоков животноводов»:

В американском учебнике «Химия и общество» приведена интересная информация из опыта фермеров-птицеводов США.
Летом, в очень жаркую погоду, у кур нередко начинает снижаться прочность скорлупы. В таких случаях фермеры поят птицу не
обычной, а газированной водой, и прочность скорлупы восстанавливается.

Объясните это явление с точки зрения
химии и с точки зрения физиологии животных: »

Для формирования компетентности в
сфере социально-трудовой деятельности,
в том числе умения анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные возможности, что также включено в
стандарт «Технологии»,, можно проводить
занятия-тренинги, например, «Я, ищу работу, работа ищет меня», в процессе которых
учащиеся выполняют проблемно-ситуационные задания, моделирующие различные
ситуации устройства на работу и позволяющие продемонстрировать способность решать конкретные практические проблемы
своей специальности, и работают с реальными объявлениями о предложении рабочих мест в местной печати — анализируют
информацию, звонят по указанным телефонам, учатся правильно построить разговор,
задать нужные вопросы, самому правильно
составить объявление и предложить свои
услуги на рынке труда с учетом получаемой
специальности.

Кроме того, необходимы уроки и внеклассные мероприятия, целенаправленно формирующие такие социально значимые
умения, как умение планировать и организовывать свою работу, принимать решения,
работать в коллективе, пользоваться справочной литературой, самостоятельно добывать информацию, в том числе и из различных источников в социуме.

При подготовке к урокам и занятиям
можно предложить задания, которые предполагают самостоятельную деятельность в
социуме: сбор информации о состоянии
рынка продуктов питания, их ассортименте
и качестве, динамике цен, наличии в продаже семян, кормов для животных, ценах на
них и т.д. Это способствует социальному
воспитанию детей, их ознакомлению с реальными социальными проблемами региона и страны в целом.

И наконец, эффективным средством реализации компетентностного подхода могут стать олимпиады. Проблемно-ситуационные задания на олимпиадах помогут, на
наш взгляд, не только более объективно
оценить уровень технологической подготовки участников, но и будут способствовать формированию компетентностей.

Использование заданий этого типа в
проведении олимпиады по черчению описано в статье В.А.Уханевой «Олимпиада по
черчению»

 

Ф   Андреев А. А. Знания
общее образование в России.
С.3-11.

Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе// Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 8-4.

Панов В. И. Психологические аспекты построения образовательных технологий как условие оптимизации развития // Мир психологии. —
2004. — № 1. — С. 33-44.

Сериков В. В. Компетентностный подход к
разработке содержания образования: от идеи к
образовательной программе //Известия Волгоградского гос. пед. университета. — 2003. —
№1. —С.7.

Г Симонов П. В. Междисциплинарная концепция человека: потребностно-информационный
подход // Человек в системе наук. — М.: Наука,
1989. —С. 58-73.

Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки
документов по обновлению общего образования. — М.: ООО «Мир книги», 2001.

Г.В.Пичгугина,

д-р пед. наук,
Москва

 

Химия в технологии

Выбирая бревна для строительства и ремонта деревянных домов, бань, колодцев
важно знать, в какое время года были спилены деревья. Зимний лес — стойкий и
крепкий, а вот летняя древесина — плохой материал, рыхлый, в нем много соков,
впоследствии такая древесина легко загнивает. Определить время заготовки древесины по цвету ее колец невозможно. Но это нетрудно сделать с помощью обычной
настойки йода — достаточно облить ею спил дерева. По тому, в какой цвет окрасится спил под действием йода, можно определить, зимой или летом было спилено дерево Зимой дерево запасается крахмалом, поэтому под действием йода сердцевинные лучи окрасятся в синий или фиолетовый цвет. Если дерево спилено летом, то
спил окрасится в темно-желтый цвет йода. Чтобы объяснить сущность этого способа, ученикам надо вспомнить материал из курса биологии и химии.

Это задание — один из примеров реализации компетентностного подхода, оно
может быть предложено учащимся, как на уроках технологии, так и на уроках химии.

 

 

 

 

Ответить

Почта не будет опубликована.Обязательны для заполенения *