Контроль качества обучения школьников в ОО Технология. Функции и виды контроля.

Автор: Никольский Михаил Сергеевич

Существует 4 вида контроля:

1- Оперативный (вспомогательный)

2- Текущий

3- Рубежный

4- Итоговый

  1. Оперативный контроль (вид контроля) Учитель проводит в ходе ориентировочных действий, при изложении информации и исполнительских действиях. Решение (функция этого вида контроля) задач. Выполнение упражнений.

Основная цель этого контроля состоит в том, чтобы определить достаточно ли внимательно и активно работают учащиеся и все ли им понятно и доступно на занятии.

Обычно такой вид контроля может проходить автоматизировано, или при помощи уплотненного опроса.

Для оперативного контроля, учащемуся не требуется никакой специальной предварительной подготовки, достаточно быть внимательным, не отвлекаться и тщательно выполнять все указания учителя на занятиях.

  1. Текущий контроль (вид контроля и его функции).

Сводиться обычно к проверке усвоения информации, полученной на предыдущих занятиях.

  1. Рубежный контроль (вид контроля и его функции).

Предусматривает проверку усвоения большой темы, раздела.

  1. Итоговый контроль (вид контроля). Проводиться в конце значимого завершаемого учебного процесса: четверти, полугодия, семестра, учебного года.

При этом виде контроля устанавливают, как учащиеся усвоили часть, значительную часть или весь предмет за данный промежуток времени.

Текущий   контроль

Рубежный   контроль

Итоговый   контроль

Требуют обязательной специальной подготовки учащихся.

Чтобы результаты этого контроля имели высокую результативность необходимо, чтобы выполнялись следующие требования:

Со стороны учащихся- регулярные занятия

по предмету

—  регулярная самостоя-

тельная подготовка к

занятиям.

Со стороны учителя- налаженный система-

тический контроль, во

всех его видах.

Кроме того, учитель должен довести до учащегося, какой объем учебной информации должен быть подготовлен к тому или иному виду контроля.

Контроль качества усвоения  (обучения) в ОО Технология.

Мы рассмотрели виды контроля и его функции, однако было бы несправедливо останавливаться на видах и функциях контроля, не остановившись на очень важном показателе качестве усвоения и его уровне.

Учителю необходимо ясное представление о требуемом качестве усвоения:

— может быть, достаточно того, чтобы учащийся узнал изученный объект;

— или смог рассказать о нем;

-или смог выполнить по этому объекту рациональные практические действия;

— или, даже оказался способным, творчески его совершенствовать.

Качество усвоения учащимися информации, качество приобретенного (усвоенного) опыта и, следовательно, качество деятельности, компетентность, которую могут осуществлять учащиеся в результате обучения, можно характеризовать уровнями усвоения

(деятельности)

На сегодняшний день, можно представить,

4 уровня усвоения.

1-ый уровень усвоения

Уровень знакомства.

Этот уровень является первоначальным потому, что учащийся начавший осваивать ваш предмет еще ничего не знает, а лишь познает азы в нужном вам направлении.

И если считать, что учитель вывел учащегося на 1-ый уровень, то учащийся способен узнавать предметы, процессы, объекты, свойства в том случае, если они представлены ему сами (в материальном виде) или дано их описание, изображение характеристика.

На этом уровне учащийся обладает знанием- знакомством и способен произвести:

-опознание

— различение

— соотношение

Опознание – в этом случае предъявленный учащемуся предмет  (свойство, процесс) его изображение или описание должен быть опознан.

Например: Это рубанок?

Учащийся отвечает: Да это рубанок.

Это столярный верстак?

Это сверлильный станок?

Различие- состоит в том, что из предъявленных или описанных предметов (свойств, процессов) учащийся может выделить тот, о котором спрашивают.

Например: предложены 4 инструмента

  1. Шерхебель.
  2. Рубанок.
  3. Стамеска.
  4. Долото.

Среди этих инструментов найдите рубанок.

Учащийся должен найти необходимый инструмент.

Соотнесение- учащийся способен правильно соотнести показанные или описанные предметы, процессы, свойства.

Например:  чем взаимосвязаны слесарный и столярный верстаки.

Их взаимосвязь заключается в том, что они являются рабочими местами в одном случае слесаря, а в другом столяра.

По аналогии- сверлильный станок – рабочее место сверловщика.

Естественно, эти понятия должны  быть введены учителем.

На 1-ом уровне (уровень знакомства), соответственно, производится 4 вида контроля.

2-ой уровень

Уровень воспроизведения.

На этом уровне учащийся должен обладать знанием – копией. Учащийся может воспроизвести ( повторить) информацию, операции, действия, решать типовые задачи, рассмотренные при обучении.

Существуют 2-е разновидности воспроизведения

  1. Буквальное
  2. Реконструктивное
  3. Буквальное- воспроизведение информации, операций, действий в том же виде и в той же последовательности, как они были представлены при обучении.

Например:

учащийся рассказывает об устройстве токарного станка  для обработки древесины точно так же, как он эту информацию получил от учителя, или прочитал из учебника.

Любое отклонение от запечатлевшийся в памяти информации, например предложение учителя привести ученику свой пример, может привести учащегося в тупик.

Часто буквальное воспроизведение- плод недостаточно глубокого понимания и осмысления информации -«зубрежка».

  1. Реконструктивное- когда учащийся при воспроизведении может составить собственные варианты формулировок; для пояснения изученных учебных элементов он приводит пояснения не от учителя и не взятые из учебника, а свои собственные примеры.

Это достижимо, только путем осмысления полученной информации. Стремясь понять и осмыслить информацию человек развивает свои способности мышления. Понять и осмыслить, увеличивают способности мышления точно так же, как и физические упражнения, только первые развивают духовность, вторые развивают физическое тело. К сожалению, среди учеников и даже среди некоторых учителей, существуют и такое мнение, что сложный для понимания материал, лучше «зазубрить». Однако, психологи экспериментально доказали, что это ошибка. Если информация понята, осмыслена она переходит в разряд не оперативной, а долговременной памяти.

Вывод: Таким образом на 2-ом уровне воспроизведения, основной разновидностью воспроизведения в учебном процессе, должно быть реконструктивное.

Буквальное воспроизведение целесообразно использовать при изучении формулировок основных законов, наук, общепринятых обозначений, стандартных  технических терминов, иностранных слов.

Воспроизведение часто встречается при контроле усвоения материала: технологической разработке операции по обработке детали.

Например, при изготовлении на СТД- 120- станке токарном деревообрабатывающем, детали необходимо заранее, соответствующим образом подготовить заготовки, чтобы потом их можно было обрабатывать непосредственно на станке. Чтобы соблюсти требования охраны труда и техники безопасности необходимо, чтобы ученик чётко воспроизвел алгоритм действий при подготовке заготовки к работе.

По сравнению с 1-ым уровнем усвоения (знанием- копией), 2-ой уровень воспроизведения требует качественно нового уровня работы учителя, передачи и закрепления информации.

На 2-ом уровне приходится не только глубоко понять, запоминать информацию, но и подготовить (отрепетировать) воспроизведение информации, упражнять в решении различных задач. Соответственно учитель на том уровне должен разработать и соответствующую систему контроля.

3-ий уровень усвоения-

Уровень умений и навыков.

Прежде чем говорить об этом уровне необходимо разобраться в этих 2-х понятиях

УМЕНИЯ и НАВЫКИ

Умение- это, касаемо учащегося, то, когда он выполняет действия после довольно продолжительного предварительного продумывания их последовательности и способов осуществления.

Например: Если представить себе процесс обучения водителя автомобиля, то первые часы, дни, недели проходят при непосредственном руководстве инструктора.

Навык-это когда действия выполняются автоматизировано.

Раньше обучали автомобилю в течении года. Сейчас обучение продолжается в течении 3-х месяцев, вот почему много аварий- слабые, если не сказать плохие навыки.

На 3-ем уровне усвоения, учащийся умеет выполнять действия, общая методика и последовательность (алгоритм) которых изучены на занятиях, но содержание и условия их выполнения новые.

Например: после изучения общей методики разработки технологических процессов на изготовление деталей определенного типа, учащийся может составить технологическую карту на изготовление конкретной детали этого типа. Для овладения умениями и навыками недостаточно понять, запомнить информацию и отрепетировать ее воспроизведение. Необходимо выполнять упражнения,  провести тренировку, освоить методически целесообразную последовательность действий.

4-ый уровень усвоения-

Уровень творчества.

Как известно, творчеством считают проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Под творческой деятельностью, в учебном заведении, понимают не только создание ранее созданного не предложенного никем (объективная новизна), но и создание учеником неизвестного ему, нового для него, но уже известного учителю или специалистам (субъективная новизна)

Примером деятельности учащегося на этом уровне могут быть творческие проекты. Техническое творчество, рационализаторство, изобретательство.

Чтобы вывести учащегося на 4-ый уровень, далеко недостаточно, чтобы он владел знаниями, умениями, навыками (ЗУН)

Необходимо обучить его умению самостоятельно «добывать» необходимые знания и умения. Научить его решению творческих задач. Почувствовать его возможности, потенциал к творческой деятельности. Голова должна быть «заточена» на техническое или иное творчество.

Еще необходимо помнить, что усвоение идет по принципу последовательности (иерархии) уровней: учащийся не сможет «перепрыгнуть» с 1-го уровня сразу на 4-ый не пройдя 2-ой и 3-ий уровни.

И в заключении можно предложить оптимальный подбор способов для различных видов контроля.

Оптимальный подбор способов для различных видов контроля

Виды контроля             Способы контроля Следует проверять усвоение
Предварительный

Этап

Основной Этап
Оперативный
Текущий
Рубежный
Итоговый
При закреплении материала

Ответить

Почта не будет опубликована.Обязательны для заполенения *