Методика составления тестовых заданий по технологии

Автор: Никольский Михаил Сергеевич
Эта тема прежде всего взаимосвязана со способами контроля учащихся.

Тема тесно взаимосвязана с контролем качества обучения в ОО Технология.

Вкратце остановимся на них:

  1. Устный опрос- способ наиболее широко применяемый учителями различных дисциплин в т.ч и ОО Технология.

Что в нем положительного ?

Быстро, оперативно, получить ответ на поставленный вопрос.

Остальные учащиеся должны:

-внимательно слушать ответ(ы)

-мысленно оценивать их правильность

-не отвлекаться

-не шуметь

-не подсказывать

В этом случае можно рассчитывать на повторение и закрепление информации всеми учащимися группы.

-контроль оперативен, учащиеся сразу узнают о результате контроля.

Что отрицательного в этом способе контроля?

-затрата времени на одного учащегося. на один вопрос от 5 до 10 минут (иногда больше)

-учитель по существу работает только с одним учащимся

— надежды положительного практически не  оправдываются, потому что они теоретически неосновательны:

-кроме отвечающего у доски, деятельность других учащихся не управляется учителем.

-внимание учителя в основном направлено на опрашиваемого и на анализ его ответа.

-пытаясь управлять группой или поведением отдельных учащихся, учитель рискует прослушать часть ответа, не заметить ошибок или наоборот не уловить достоинств учащегося и тем самым усугубить необъективность контроля.

-одно из важнейших условий учебных деятельности учащихся –их активность- при устном опросе в должной степени не достигается.

-за время урока можно проконтролировать максимум до 5-ти человек, при этом необходимо помнить о календарно- тематическом планировании, наполняемость оценок и т.д.

С помощью устного опроса можно производить контроль на любых уровнях усвоения: 1-ом, 2-ом, 3-ем, 4-ом.

Однако, как не кажется такой вид контроля простым, необходимо отметить, что к нему, необходимо серьезно готовиться. При подготовке можно выделить следующие этапы:

  1. Выделение учебных элементов подвергаемых устному контролю.
  2. Назначение контролируемого уровня усвоения.
  3. Формирование вопросов (заданий).
  4. Определение существенных операций в ответах.
  5. Подбор заданий по надежности.
  6. Вопрос учителя должен быть:

-определенным

-четким по форме

-понятным всем учащимся по содержанию

-грамотно составленным

При таком виде контроля на 1-ом и 2-ом уровнях усвоения, учащиеся не должны пользоваться ни справочниками, ни учебниками, ни конспектами.

При контроле на 3-ем и 4-м уровне усвоения можно пользоваться справочниками, нормативно-технической документацией, стандартами, если стоит вопрос о решении нетиповых, творческих задач.

Контрольная работа

Плюсы: — полный охват учащихся, активная работа всех учащихся, эффективное использование учебного времени.

Минусы :- большая работа учителя по проверке, большая работа учителя по подготовке, нет оперативности в оценке учащегося, выдавать задания индивидуально каждому учащемуся или по вариантам (3-4 варианта)

Методика подготовки к устному опросу.

Комбинированный контроль

Этот вид контроля представляет попытку использования времени более эффективно.

Был предложен В.Ф.Шаталовым.

Суть его- совмещение устного и письменного опроса, накопляемость отметок,

однако и у этого способа есть недостатки:

-Внимание учителя сосредоточено на устном опросе, что может привести к несамостоятельности учащихся при письменных ответах.

— Учащиеся не участвуют в повторении и закреплении материала предложенного другим учащимся занятых устными ответами.

Уплотненный опрос

По существу является разновидностью устного опроса, только вопросы задаваемые учащемуся, учитель заранее разрабатывает так, чтобы они требовали краткого ответа (1-3 мин), были понятны настолько, чтобы не приходилось тратить дополнительное время на их растолкование. Учитель может вызвать несколько учеников, поочередно дав им задания, при этом другие учащиеся должны быть готовы с места оценить полноту ответа своего товарища. Уплотненный опрос позволяет за 20-25 минут проконтролировать усвоение информации 8-15 учащимися.

Тестовый контроль

Тестовый контроль, как и другие виды контроля, имеет свои положительные и отрицательные моменты, поэтому, применяя те или иные виды контроля, необходимо помнить об этом и применять практически все виды контроля, учитывая конечный результат-качество обучения школьников.

Тестовый контроль может быть:

Неавтоматизированный

(для 2-го и 3-го уровня усвоения)

Он предполагает выдачу  заданий учащимся на листочках в виде тестов. К этим заданиям должны быть приложены ключи (находятся у учителя) с помощью которых может происходить оперативная оценка. К этому виду контроля можно привлекать учащихся.

Таким образом за 5-15 минут проконтролировать всю группу.

Автоматизированный контроль.

Предполагает тот же принцип контроля тестов, что и при неавтоматизированном контроле, однако использование при контроле автоматизированного устройства простейшего уровня, типа устройства «Огонек» и другие.

 

Компьютерный контроль тестов.

Наиболее перспективный вид контроля. Результаты контроля, что называют очень оперативные, но учителю необходимо серьезно подготовиться к нему:

  1. Разработать тесты
  2. Запрограммировать
  3. Загрузить в компьютеры
  4. Иметь в наличие у себя или в компьютерном классе необходимое количество компьютерной техники.

Методика составления тестов

В основе системного подхода контроля усвоения знаний, тесты играют свою положительную роль, как вид оперативного контроля. При разработке тестов, их целесообразно классифицировать по уровням усвоения (1,2,3)

Рассмотрим требования и рекомендации, которые следует выполнять при разработке тестов.

  1. Соответствие теста источникам информации, которыми пользовались учащиеся в процессе обучения.

(Требование соответствия содержанию и объему полученной учащимся информации)

К этим источникам можно отнести: учебники, учебные пособия, инструкции, справочники, конспекты.

Т.е. Все вышеперечисленные источники информации являются основой не только для учащегося, но и для учителя, создающего будущие тесты.

С этой точки зрения, оформив тест, необходимо указать источник информации:

— название, авторы, год издания и т.д.

— страница, абзац

— номера рисунков и т.д.

  1. Формулировка вопроса в тесте должна исчерпывающим образом разъяснять перед учащимися поставленную задачу. Причем язык и термины должны целиком и полностью соответствовать источникам информации.

Вопросы должны быть однозначно поняты всеми учащимися. ( требование однозначности задания)

  1. Задание в тесте должно требовать от учащегося только одного ответа (требования простоты)
  2. Подробность вопроса (задания) и лаконичность ответа.

Это требование выдвинуто не только с точки зрения удобства оформления задания и сокращения его печатного объема, но и для того чтобы учащийся, изучая последующие варианты ответов, смог удерживать в памяти предыдущие.

  1. Идентичность всех ответов по форме, содержанию, объему, количеству представленных позиций. Замечено, что учащиеся рассматривая ответы, при некоторой неуверенности отдают предпочтение ответу в котором «больше написано».

Выполняя учителем требования идентичности избавит учащихся от нелепых ошибок, усилит их уверенность в том, что при тестовом контроле нужны твердые знания, а не интуиция, позволяющая распознать правильный ответ без достаточно серьезной подготовки.

  1. Оптимальное количество ответов- четыре

Можно конечно и увеличивать количество ответов, однако необходимо помнить следующие закономерности, которые при этом возникают:

1-ая – увеличивается работа по созданию теста

2-ая вероятность угадывания

— при 2 ответах составляет 50%

— при 3 ответах составляет 33%

— при 4 ответах составляет 25%

— при 5 ответах составляет 20%

-при 6 ответах составляет 16,8%

-при 7 ответах составляет 14,28%

Увеличение количества ответов не пропорционально темпу снижения вероятности угадывания. Таким образом, увеличение количества выборочных сверх четырех приводит к резкому повышению трудоемкости составления теста.  При незначительном снижении  вероятности угадывания, в сочетании с усложнением процедуры контроля не случайно, поэтому обычно применяют тесты с 4-мя ответами.

  1. Грамматическое и логическое соответствие ответов вопросу (заданию).

Приведем пример грамматической несогласованности:

Вопрос: При каких способах контроля достигается активизация всех учащихся группы ?

Ответы: 1. —  Устный опрос

  1. – Контрольная работа

3.-   Комбинированный контроль

4.-   Тестовый контроль

Вопрос требует ответов в творительном падеже, а они даны в именительном.

К указанным ответам было бы правильнее сформулировать вопрос так: « Какие способы контроля обеспечивают активизацию всех учащихся группы ?»

  1. Неприемлемы абсурдные, явно или очевидно неправильные ответы.

Необходимо помнить, что работа учащегося над контрольным заданием должна быть продолжение процесса обучения.

Пример абсурдного ответа:

Как называют уровень усвоения, характеризуемый тем, что учащийся может повторить действия, усвоенные при обучении?

Ответы: 1. Знакомство

  1. Воспроизведение
  2. Умение
  3. Транскрипция

Подчеркнутое слово не имеет  никакого отношения к дидактике.

  1. Обучающая функция теста с единичным выбором удачно выполняется в том случае, если в списке все за исключением одного правильны, а в вопросе содержится указание о необходимости найти неправильный ответ.

Например:

Вопрос: Какая из разновидностей уровней усвоения относится к 1-ому уровню? Укажите неправильный ответ.

Ответы: 1. Опознание

  1. Различие
  2. Соотнесение
  3. Умение
  4. Успешно реализуется обучающая функция и при постановке задания, требующего негативного ответа.
  5. Еще более удачно реализуется обучающая функция при варианте задания, в котором нет неправильных ответов- все они соответствуют вопросу, но один из них является предпочтительным.

Например:

Вопрос: Из перечисленных достоинств способов тестового контроля укажите присущее только этим способам.

Ответы: 1. Эффективность использования аудиторного времени.

  1. Малые затраты времени на проверку
  2. Объективность
  3. Активизация всех учащихся.

Рекомендации при разработке тестов

  1. Определить объекты контроля по которым будут составлены тесты.
  2. Разработка тестов.

Вопрос один; 4-ответа; в 4- х один правильный ответ.

  1. Создать вариативность правильных ответов так, чтобы не было произвольного угадывания.

Правильная система    Неправильная система

ответов                               ответов

1 вопрос                                1 вопрос

Ответы: 1- прав                   Ответы: 1-прав

2                                              2

3                                              3

4                                              4

2 вопрос                                2 вопрос

Ответы: 1                              Ответы: 1- прав

2                                              2

3                                              3

4- прав                                   4

3-й вопрос                            3 вопрос

Ответы: 1                              Ответы: 1- прав

2- прав                                   2

3                                              3

4                                              4

4-ый вопрос                         4 вопрос

Ответы: 1                              Ответы: 1-прав

2                                              2

3                                              3

4                                              4

  1. Создать ключ к вопросам теста,

1в           1+

2в           4+

3в           2+

4в           3+ и т.д.

  1. Проверка и корректировка тестов.

Желательно, если работа по созданию тестов проводится впервые, подобрать специалиста в области данного предмета, имеющего опыт редактировать работы. Литературно- грамматическое редактирование лучше подработать с учителем русского языка, если сами имеете в этой области затруднения.

  1. После выполнения пунктов 4 и 5 необходимо « прокатать» тесты, быть может с коллегами.
  2. Отпечатать тесты в необходимом количестве экземпляров для экспериментальной проверки.
  3. Экспериментальная проверка, окончательная корректировка.

9 Размножить в количестве для регулярного применения.

В журналах « Школа и производство» №6 за 2000-2011 годы есть тесты, но с оговоркой, они предназначены для олимпиад  т.е. для творческих, одаренных школьников

Ответить

Почта не будет опубликована.Обязательны для заполенения *