Необходимость формирования познавательного интереса младшего школьника. (Самошенко С.Н.)

Необходимость формирования познавательного интереса младшего школьника. Условия формирования ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  1. Необходимость формирования познавательных интересов младших школьников.
  2. Индивидуальный стиль познавательной деятельности.
  3. Формирование потребности в обучении и самообразовании младших школьников.

Познавательные интересы, достаточно хорошо развитые у младшего школьника, оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения. Практика школы и исследования педагогов и психологов Н.А. Беляевой, Л.И. Божович, Л.С. Славиной убедительно доказывают, что среди ряда причин негативного отношения детей к учению и низкой успеваемости главной является слабое развитие познавательного интереса или его отсутствие и, как следствие, низкий уровень развития познавательной активности.

Экспериментальные данные показывают, что наличие устойчивых познавательных интересов – один из показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Работы Л.С. Славиной по изучению причин неуспеваемости и недисциплинированности учащихся младших классов выявляют следующее: большинство неуспевающих составляют так называемые интеллектуально-пассивные дети, избегающие активной мыслительной деятельности. Причина – несформированный своевременно познавательный интерес.

Многие авторы отмечают, что дифференциация отношения к учебным предметам осуществляется к моменту перехода детей от дошкольника к школьнику или в первые годы обучения в школе.

В исследованиях С.Л. Рубинштейна установлена тесная взаимосвязь познавательного интереса со знаниями: Знания являются основой познавательного интереса, без которых он не может возникнуть, но и удовлетворение интереса неизбежно ведёт к обогащению запаса знаний.

Какова же роль познавательных интересов в учебной деятельности?

  1. Познавательные интересы способствуют глубине и прочности усвоения знаний.
  2. Они развивают и повышают качество мыслительной деятельности, сказываются на общем развитии ученика.
  3. Познавательные интересы существенно влияют на формирование личности: определяют его познавательную активность, благоприятствуют формированию способностей, воспитывают творческий подход к различным видам деятельности.
  4. Познавательные интересы повышают общий эмоциональный тонус.

В структуре учебной деятельности, наиболее успешно влияющей на формирование познавательных интересов, выделяют следующие особенности:

  • Возникновение в ходе деятельности недоумения и вопросов у самого ребёнка. Для этого подача нового материала опирается на прежние представления детей, которые вступают в противоречия с новыми и требуют объяснения.
  • Постановку и принятие учеником задачи для самостоятельного или совместного с учителем решения, чтобы она стала собственной задачей ученика и вызывала желание самостоятельно добиваться решения.
  • Организацию поиска решения задачи, который проходит через ряд преодолимых трудностей и приводит к положительному результату.
  • Решение задачи, включающей возникновение новых вопросов, благодаря чему познавательный интерес становится неисчерпаемым и всё более стойким.

Ведущие педагоги и психологи утверждают, что сама по себе учебная деятельность, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, способна, как это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития учащихся.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИСПД) – система индивидуально-своеобразных способов активного взаимодействия субъекта с объектом познания (природой, обществом, самим собой, системой культурных ценностей, опытом познания и деятельности), обусловленных психологическими особенностями индивидуальности субъекта, его личностными свойствами и системой предпочтений.

Структура ИСПД

1.Субъективный компонент. 2.Операциональный компонент. 3.Результативный компонент.
Особенности мотивационной, волевой, эмоциональной сфер, познавательные интересы, знание своих познавательных возможностей, умения рефлексии и саморегуляции. Система познавательных приёмов, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных свойств, приобретённые познавательные знания, умения и навыки. Индивидуальное своеобразие продуктов познавательной деятельности.

 

Формирование ИСПД младших школьников возможно, если:

  • В образовательном процессе будут созданы условия для актуализации индивидуальных познавательных особенностей учащихся в учебной и внеурочной деятельности и осуществления ими полного цикла познавательной деятельности;
  • Обучение будет строиться в соответствии с этапами познавательной деятельности ученика;
  • Будет организована взаимосогласованная деятельность педагога, психолога, учащихся и их родителей, способствующая развитию познавательной мотивации, самопознанию учащимися индивидуальных особенностей, обогащению индивидуального опыта познания ребёнка и построению индивидуально-своеобразных способов познавательной деятельности.

Особая роль в формировании ИСПД ребёнка принадлежит начальной школе. По утверждению В.В. Давыдова, именно в младшем школьном возрасте закладываются основы осознанной познавательной деятельности: развивается произвольность, внутренний план действий, анализ, рефлексия и саморегуляция.

УСЛОВИЯ  ФОРМИРОВАНИЯ  ИСПД.

  1. Гуманистический, творческий, позитивный, эмоционально-комфортный характер образовательной среды в школе.
  2. Совокупное использование педагогом индивидуального, деятельностного и интегративного подхода к образовательному процессу.
  3. Создание развивающей, интегративной и вариативной среды, предусматривающей выбор учеником индивидуального темпа учебной работы, разнообразие форм и способов познавательной деятельности.
  4. Организация активного взаимодействия ученика с объектом познания при отсутствии регламентированности познавательной деятельности ученика со стороны учителя, наличие «зоны неопределённости деятельности», возможности для самоопределения.
  5. Гибкость стиля педагогической деятельности учителя, демократический стиль общения с учащимися.
  6. Поддержка и поощрение проявлений ребёнком познавательной инициативы и самостоятельности.
  7. Создание ситуации успеха в познавательной деятельности ученика.

Деятельность учителя должна носить характер стимуляции, активизации, поддержки и развития. Ученик становится центральной фигурой в образовательном процессе – происходит постепенный переход от установки учителя к самоустановке, от управления к самоуправлению познавательной деятельностью, от внешнего контроля к взаимоконтролю, а затем и к самоконтролю и самокоррекции.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБУЧЕНИИ И САМООБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Для достижения хороших результатов в обучении школьники должны овладеть умениями и навыками самообучения и саморазвития, а именно должны самостоятельно принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, осуществлять оценку и самооценку. Чтобы школьник овладел этими умениями и навыками, важно сформировать у него потребность в саморазвитии и самообразовании. На каждом уроке учащиеся включаются в индивидуальную, парную и групповую формы работы, в ходе которых ученики сами организуют свою деятельность, учатся достигать поставленных целей, добиваться результатов.

Для формирования потребности в обучении и самообразовании в системе обучения используют следующие принципы:

-принцип природосообразности;

-принцип гуманизации;

-принцип обучения в зоне ближайшего развития.

Эти принципы служат ориентиром при выборе методов и содержания образования для реализации целей обучения. Это достигается обеспечением полной занятости всех учащихся на протяжении всего урока и организацией индивидуальной деятельности.

Качественные новообразования в развитии личности школьника можно представить в виде схемы.

  • Класс.

Построение вопросов для учебного диалога. Сравнение результатов своей деятельности с эталоном. Желание выполнять задания творчески.

  • Класс.

Поиск существенных доказательств. Определение способа построения учебной задачи. Добывание знаний. Сравнение результатов своей деятельности с другими.

  • Класс.

Инициативность в постановке гипотез, самостоятельность в выборе средств для решения учебных задач. Умение осознавать своё незнание, находить причину ошибки.

  • Класс

Инициативность в выборе средств для решения учебных задач. Использование знаний в нестандартных ситуациях. Самостоятельность в оценке процесса и результата учебной задачи.

На протяжении всех этапов происходит основное развитие психических процессов : воображения, мышления, памяти, связной речи, внимания.

 


Использованы материалы:

«Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников», Прокошева Ольга Владимировназаместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов.

https://infourok.ru/doklad-na-temu-pedagogicheskie-priyomi-dlya-formirovaniya-uud-v-nachalnoy-shkole-1685965.html

Ответить

Почта не будет опубликована.Обязательны для заполенения *