Необходимость формирования познавательного интереса младшего школьника. Условия формирования ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- Необходимость формирования познавательных интересов младших школьников.
- Индивидуальный стиль познавательной деятельности.
- Формирование потребности в обучении и самообразовании младших школьников.
Познавательные интересы, достаточно хорошо развитые у младшего школьника, оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения. Практика школы и исследования педагогов и психологов Н.А. Беляевой, Л.И. Божович, Л.С. Славиной убедительно доказывают, что среди ряда причин негативного отношения детей к учению и низкой успеваемости главной является слабое развитие познавательного интереса или его отсутствие и, как следствие, низкий уровень развития познавательной активности.
Экспериментальные данные показывают, что наличие устойчивых познавательных интересов – один из показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Работы Л.С. Славиной по изучению причин неуспеваемости и недисциплинированности учащихся младших классов выявляют следующее: большинство неуспевающих составляют так называемые интеллектуально-пассивные дети, избегающие активной мыслительной деятельности. Причина – несформированный своевременно познавательный интерес.
Многие авторы отмечают, что дифференциация отношения к учебным предметам осуществляется к моменту перехода детей от дошкольника к школьнику или в первые годы обучения в школе.
В исследованиях С.Л. Рубинштейна установлена тесная взаимосвязь познавательного интереса со знаниями: Знания являются основой познавательного интереса, без которых он не может возникнуть, но и удовлетворение интереса неизбежно ведёт к обогащению запаса знаний.
Какова же роль познавательных интересов в учебной деятельности?
- Познавательные интересы способствуют глубине и прочности усвоения знаний.
- Они развивают и повышают качество мыслительной деятельности, сказываются на общем развитии ученика.
- Познавательные интересы существенно влияют на формирование личности: определяют его познавательную активность, благоприятствуют формированию способностей, воспитывают творческий подход к различным видам деятельности.
- Познавательные интересы повышают общий эмоциональный тонус.
В структуре учебной деятельности, наиболее успешно влияющей на формирование познавательных интересов, выделяют следующие особенности:
- Возникновение в ходе деятельности недоумения и вопросов у самого ребёнка. Для этого подача нового материала опирается на прежние представления детей, которые вступают в противоречия с новыми и требуют объяснения.
- Постановку и принятие учеником задачи для самостоятельного или совместного с учителем решения, чтобы она стала собственной задачей ученика и вызывала желание самостоятельно добиваться решения.
- Организацию поиска решения задачи, который проходит через ряд преодолимых трудностей и приводит к положительному результату.
- Решение задачи, включающей возникновение новых вопросов, благодаря чему познавательный интерес становится неисчерпаемым и всё более стойким.
Ведущие педагоги и психологи утверждают, что сама по себе учебная деятельность, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, способна, как это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития учащихся.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИСПД) – система индивидуально-своеобразных способов активного взаимодействия субъекта с объектом познания (природой, обществом, самим собой, системой культурных ценностей, опытом познания и деятельности), обусловленных психологическими особенностями индивидуальности субъекта, его личностными свойствами и системой предпочтений.
Структура ИСПД
1.Субъективный компонент. | 2.Операциональный компонент. | 3.Результативный компонент. |
Особенности мотивационной, волевой, эмоциональной сфер, познавательные интересы, знание своих познавательных возможностей, умения рефлексии и саморегуляции. | Система познавательных приёмов, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных свойств, приобретённые познавательные знания, умения и навыки. | Индивидуальное своеобразие продуктов познавательной деятельности. |
Формирование ИСПД младших школьников возможно, если:
- В образовательном процессе будут созданы условия для актуализации индивидуальных познавательных особенностей учащихся в учебной и внеурочной деятельности и осуществления ими полного цикла познавательной деятельности;
- Обучение будет строиться в соответствии с этапами познавательной деятельности ученика;
- Будет организована взаимосогласованная деятельность педагога, психолога, учащихся и их родителей, способствующая развитию познавательной мотивации, самопознанию учащимися индивидуальных особенностей, обогащению индивидуального опыта познания ребёнка и построению индивидуально-своеобразных способов познавательной деятельности.
Особая роль в формировании ИСПД ребёнка принадлежит начальной школе. По утверждению В.В. Давыдова, именно в младшем школьном возрасте закладываются основы осознанной познавательной деятельности: развивается произвольность, внутренний план действий, анализ, рефлексия и саморегуляция.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИСПД.
- Гуманистический, творческий, позитивный, эмоционально-комфортный характер образовательной среды в школе.
- Совокупное использование педагогом индивидуального, деятельностного и интегративного подхода к образовательному процессу.
- Создание развивающей, интегративной и вариативной среды, предусматривающей выбор учеником индивидуального темпа учебной работы, разнообразие форм и способов познавательной деятельности.
- Организация активного взаимодействия ученика с объектом познания при отсутствии регламентированности познавательной деятельности ученика со стороны учителя, наличие «зоны неопределённости деятельности», возможности для самоопределения.
- Гибкость стиля педагогической деятельности учителя, демократический стиль общения с учащимися.
- Поддержка и поощрение проявлений ребёнком познавательной инициативы и самостоятельности.
- Создание ситуации успеха в познавательной деятельности ученика.
Деятельность учителя должна носить характер стимуляции, активизации, поддержки и развития. Ученик становится центральной фигурой в образовательном процессе – происходит постепенный переход от установки учителя к самоустановке, от управления к самоуправлению познавательной деятельностью, от внешнего контроля к взаимоконтролю, а затем и к самоконтролю и самокоррекции.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБУЧЕНИИ И САМООБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Для достижения хороших результатов в обучении школьники должны овладеть умениями и навыками самообучения и саморазвития, а именно должны самостоятельно принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, осуществлять оценку и самооценку. Чтобы школьник овладел этими умениями и навыками, важно сформировать у него потребность в саморазвитии и самообразовании. На каждом уроке учащиеся включаются в индивидуальную, парную и групповую формы работы, в ходе которых ученики сами организуют свою деятельность, учатся достигать поставленных целей, добиваться результатов.
Для формирования потребности в обучении и самообразовании в системе обучения используют следующие принципы:
-принцип природосообразности;
-принцип гуманизации;
-принцип обучения в зоне ближайшего развития.
Эти принципы служат ориентиром при выборе методов и содержания образования для реализации целей обучения. Это достигается обеспечением полной занятости всех учащихся на протяжении всего урока и организацией индивидуальной деятельности.
Качественные новообразования в развитии личности школьника можно представить в виде схемы.
- Класс.
Построение вопросов для учебного диалога. Сравнение результатов своей деятельности с эталоном. Желание выполнять задания творчески.
- Класс.
Поиск существенных доказательств. Определение способа построения учебной задачи. Добывание знаний. Сравнение результатов своей деятельности с другими.
- Класс.
Инициативность в постановке гипотез, самостоятельность в выборе средств для решения учебных задач. Умение осознавать своё незнание, находить причину ошибки.
- Класс
Инициативность в выборе средств для решения учебных задач. Использование знаний в нестандартных ситуациях. Самостоятельность в оценке процесса и результата учебной задачи.
На протяжении всех этапов происходит основное развитие психических процессов : воображения, мышления, памяти, связной речи, внимания.
Использованы материалы:
«Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников», Прокошева Ольга Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов.
https://infourok.ru/doklad-na-temu-pedagogicheskie-priyomi-dlya-formirovaniya-uud-v-nachalnoy-shkole-1685965.html