Проектно – исследовательская деятельность в школе. Литвин В.В.

Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту  второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход.  Всесторонне реализовать данный подход позволяет проектно — исследовательская  деятельность.

Проектно – исследовательская  деятельность  в школе направлена на сотрудничество педагога и учащегося. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников.

Для ученика проект — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы. Результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, и значим для самих открывателей. Эта условия для формирования метапредметеных УУД.

А для учителя учебный проект — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение и является продуктивной возможностью для не прерывного повышения своей квалификации и  профессионального мастерства.

Проектный подход  востребован  на уроке и вне  урока, он является необходимым условием  для инетаграции урочной и вне урочной деятельности.

В рамках работы научного общества в прошлом году  была подготовлена  исследовательская работа  ученицей  8 класса по теме  «Метод спрямления в решении геометрических задач». Данная тема сочетает в себе  алгебраическую и геометрическую предметную базу и выходит за рамки школьного курса.

Цель проектной деятельности, как педагогической технологии:  развитие познавательного интереса к математическим дисциплинам.

Задачи проектной деятельности:

  1. получение новых знаний, обобщение и систематизация их в рамках заданной темы;
  2. развитие самостоятельности у учащегося;
  3. формирование умения  по сбору информации на заданную тему и ее применение на практике;
  4. развитие логического и творческого мышления.

Тип  проекта: исследовательский, межпредметный.

Работа над проектом проходила  по следующим этапам:

  1. Подготовительный.
  2. Теоретический (сбор информации).
  3. Практический (исследовательский).
  4. Обобщающий (рефлекторный).

 Ход проекта.

  1. На первом этапе, ученице была предложена тема проекта и совместно с ней разработан методологический аппарат исследования. Были выявлены объект и предмет исследования, поставлена цель и   разработаны  задачи для  ее достижения. Совместно были рассмотрены и отобраны  методы исследования.  Так же был  предложен и рассмотрен список литературы, в которой освещается  данная тема.

 На этом этапе роль учителя состоит  в организации деятельности учащегося и его мотивации. Важно  заинтересовать ученика  темой. На подготовительном этапе  учитель помогает  ученику  сформулировать цели, задачи проекта и сформировать гипотезу – предположение, которое ученик будет подтверждать или опровергать в своей работе. 

  1. На теоретическом этапе, ученица самостоятельно собирала и систематизировала  получаемую из учебных пособий информацию  и разработала  план исследовательской работы.

 На этом этапе роль учителя сводится  к минимуму, так как  эта работа по сбору информации хорошо знакома ученику. Учитель может помочь в подборе литературы, других источников информации, подсказать способы и приемы ее обработки.

  1. Практический этап нашей работы свелся к подбору  и решению геометрических задач методом спрямления. По окончанию этой работы  ученицей был сделан вывод о красоте и простоте данного метода  в решении достаточно сложных геометрических задач.

К этому этапу ученик  хорошо осваивает  теоретический материал. Проводятся индивидуальные консультации, чтобы направить мысль ученика в нужное русло при поиске оптимального решения конкретной задачи. 

  1. Последним этапом нашей исследовательской   работы было создание презентации и доклада для выступления на научной конференции, которая проходила в апреле месяце.  

          На этом этапе  основная проблема  — это научить  ученика выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше, если текс презентации будет написан в виде тезисов. Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7-10 минут на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе, которая осуществлялась на протяжении нескольких месяцев, была связана с обработкой большого массива информации. Презентацию желательно отрепетировать.

Необходимо подготовить ученика  к вопросам, которые ему могут задать слушатели.

Итоги нашего проекта.

В процессе  проектной деятельности ученица с большой долей самостоятельности изучала, исследовала и применяла на практике теоретические материалы, пройденные на уроках алгебры, геометрии и изученные во внеурочное время. Это не только расширило и закрепило ее знания по теме, но и способствовало личностному росту ученицы, повышению ее самооценки, формированию ее самостоятельности, внутренней организации, заставило ученицу,  сталкиваясь с трудностями, преодолевать их. Таким образом, цели и задачи, которые мы ставили перед началом проектной деятельности,  были выполнены.

Проектно – исследовательская работа НОУ  должна быть организована таким образом, чтобы позволяла развивать творческие способности и логическое мышление  учащихся, дополнять базовую учебную программу, расширять и углублять знания, по наиболее интересующим предметам школьного курса и выходить за него. Ученик должен получать практический опыт при разработке и  структурированию  своих научных работ и выступлений, который пригодится   ему в будущем.

Ответить

Почта не будет опубликована.Обязательны для заполенения *