Система урочных и неурочных занятий. Использование нестандартных форм и методов проведения уроков технологии.

Автор: Никольский Михаил Сергеевич

Из различных видов занятий, наиболее часто проводятся классно-урочные (уроки)

На этих занятиях можно решать три дидактические задачи:

1-обработка информации

2-закрепление знаний

3-контроль усвоения

Если занятие посвящено только одной из задач, его называют специализированным.

 

Практические занятия

Предназначены для усвоения умении и навыков.

Традиционные практические занятия имеют две разновидности:

Разновидность «И»-интелектуальные умения

Сюда включаются

-практические упражнения

-выполнение расчетов

-решение практических эадач

Разновидность «Т»-трудовые действия

-отработка трудовых действий

-отработка умений

-отработка навыков

-отработка операций

 

 

Деловые игры

Посвящаются вхождению учащихся в производственную сферу:

-экономики производства

-технолого-конструкторской деятельности

-управлением производства

-обсуждение результатов работы

Лабораторные работы

предусматривают приобретение учащимися умений и навыков, при выполнении исследований, явлений (процессов), измерений параметров, проведения сопутствующих расчетов, графических построений. диагностирования.

Любые уроки- это форма организации учебной деятельности.

Результатом уроков- является усвоение учащимися знаний, передаваемых педагогом. Формирование умений и навыков (знания, умения, навыки), развитие способностей. Каждый урок тесно связан с предыдущим и последующим, является составной частью системы уроков, по какой либо учебной теме, или по предмету в целом.

Неурочные занятия

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников, кроме деятельности на уроке, в которых возможно и целесообразно решение задач, их воспитание и социализации.

Согласно федеральному базисному учебному плану, для общеобразовательных учреждений РФ, организация занятий по направлениям внеурочной деятельности,  является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся, и в формах отличных от урочной системы обучения.

Виды и направления внеурочной деятельности

Для реализации в школе  доступны следующие формы внеурочной деятельности.

-игровая деятельность

-познавательная деятельность

-проблемно-ценностное общение

-досугово- развлекательная деятельность

-художественное творчество

-социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)

-трудовая (производственная деятельность)

-спортивно-оздоровительная деятельность

-туристско-краеведческая деятельность

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности:

-спортивно-оздоровительная

-художественно-эстетическое

-научно-познавательное

-военно-патриотическое

-общественно-полезная и проектная   деятельность

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой.

Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

Военно-патриотическое направление  и проектная деятельность, могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности.

Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в  таких видах внеурочной деятельности как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

Следовательно все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Использование нестандартных форм и методов проведения уроков технологии.

Педагогических технологий, на сегодняшний момент, такое большое множество, что говорить о формах и методах проведения уроков можно очень и очень долго, тем более, что за последнее десятилетие с 2000-2010 годы вышло большое количество педагогической литературы, освещающий этот аспект.

На сегодняшний день, в педагогических технологиях, рассматриваются следующие формы.

Организационные:

  1. классно-урочные
  2. академические (лекции)
  3. индивидуальные

-альтернативные

-клубные

-групповые

  1. Коллективный способ обучения
  2. дифференцированное обучение

По преобладающему (доминирующему) методу

  1. догматические, репродуктивные
  2. объяснительно-иллюстративные
  3. развивающее обучение
  4. проблемные, поисковые
  5. творческие
  6. программированное обучение
  7. диалогическое
  8. игровые
  9. саморазвивающее обучение
  10. информационное (компъютерное)

В других литературных источниках, эти методы представлены следующим образом.

Методы обучения Формы обучения
1 словесный 1. рассказ

2. беседа

3. лекция

4. объяснение

5. устный инструктаж

2 наглядный 1. иллюстрация

2. демонстрация

3 практический 1. упражнения

2. опыты

3. лабораторно-практическая деятельность

4. учебно-практическая деятельность

5. созидательная деятельность

4 Индуктивный и дедуктивный

(они отражают логику передачи учебных сведений от учителя к учащимся)

1. логическое умозаключение, от единичных случаев к общему выводу

2. логическое умозаключение от общего к частности

3. дифференциация-разделение целого на элементарные формы

4. обобщение

5. обособление

 

 

5 Репродуктивный повторение
6 Проблемно-поисковый

(отражает степень самостоятельности учащихся, при усвоении учебного материала)

1. алгоритмизация

2. исследование

3. конструирование

4. проектирование

7 самостоятельный 1. задания

2.предписания

8 несамостоятельный 1. указания

2. инструкции

 

В данной классификации, в пункте 6, мы видим проблемно-поисковый метод обучения и его формы:

-конструирование

-проектирование

В  это же время появляются новые формы и методы обучения.

Методы обучения Формы обучения
1 проектный 1 проектирование

2 конструирование

2 имитационный 1 деловая игра

2 кроссворды

3 соревнования

3 Игрового проектирования  
4 Кейс метод Деловая игра

 

Резюме. В общенаучном понимании метод –это  способ достижения цели, определённым образом упорядоченная деятельность.

В предмете «технология», под методом обучения понимается способ работы учителя, и руководимого им учащихся, в процессе которой достигается усвоение учащимися:

-технологических, трудовых знаний, умений, навыков

-формирование нравственных качеств

-развитие мировоззрения

Метод служит способом достижения цели для учителя и, конечно, для учащегося.

Метод, как способ достижения цели, может иметь различные формы.

 

 

 

Классификация методов по Ю.К. Бабанскому

 

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Методы стимулирования и мотивации учебно-познаватнльной деятельности Методы контроля и самоконтроля за эффективностью
1. словесные

2. наглядные

3 практические

1.Мотивация и стимулирование интереса к учению 1. устный контроль и самоконтроль
1 индуктивные

2 дедуктивные

 

2.Стимулирование долга и ответственности в учении

 

2.письменный контроль и самокнтроль
1.репродуктивные

2. проблемно-   поисковые

3.лабораторно-практического контроля и самоконтроля
1.Самостоятельные

2 Несамостоятельные

 

 

 

  4.неавтоматизированного контроля

5.автоматизированного контроля

6.компьютерного контроля.

Использование кейс-метода в образовательном процессе.

Ключевые слова: педагогические
технологии, кейс-метод, метод конкретных
ситуаций, классификация кейсов,
составление кейсов, решение кейсов.

Метод case-study  кейс метод или метод конкретных ситуаций (от английского case — случай, ситуация) основан на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов) и ориентирован на формирование готовности обучающихся решать практические задачи и находить решение в реальных, жизненных, а также проблемных
ситуациях. Актуальность кейс метода обусловлена тем, что нередко выпускники учреждений профессионального образования, имея достаточно высокий уровень теоретических знаний, с трудом справляются с выполнением элементарных практических заданий.

Метод кейсов начинает внедряться в практику
обучения студентов вузов и учреждений среднего
профессионального образования, а также в школьную практику. Однако педагоги пока недостаточно
четко осознают сущность и дидактические возможности данного метода. Это связано с тем, что в
литературе существуют различные подходы к толкованию метода, а рекомендаций по его применению и конкретных методических разработок недостаточно. Непосредственная цель кейс-метода—совместными усилиями обучающихся проанализировать
конкретную производственную или жизненную
ситуацию и выработать практическое решение;
завершение процесса — оценка предложенных
алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнесу за рубежом.
Впервые он был применен в учебном процессе в
школе права Гарвардского университета в 1870 г.,
внедрение его в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 г.

В 1973 г. была создана специальная некоммерческая организация, которая с 1991 г. называется
European Case Clearing House (ЕССН) и объединяет
около 340 организаций в различных странах, у каждой из них своя коллекция кейсов, право на
распространение которых имеет ЕССН.

Сегодня метод case-study завоевал ведущие
позиции в зарубежном бизнес-образовании и считается одним из самых эффективных способов
обучения студентов навыкам решения типичных
проблем. Так, Гарвардская школа бизнеса выделяет почти 90% учебного времени на разбор конкретных кейсов.

Метод case-study был известен в 20-е гг. XX в.
преподавателям экономических дисциплин и
в нашей стране под названием «метод казусов».
В 1924-1925 гг. преподаватели совпартшкол ознакомились с методом казусов и оценили его преимущества, тем не менее он не вошел в практику
преподавания. Интерес к нему возник лишь в
конце XX в.

Актуальность кейс-метода в настоящее время
обусловлена обшей направленностью образования 
не столько на получение предметных знаний, 
сколько на формирование компетентностей, развитие способностей к самообразованию, саморазвитию, самореализации; к оптимальному поведению и деятельности в различных жизненных ситуациях.

В школьном обучении кейс-метод позволяет
повысить познавательный интерес, улучшить
понимание учебного материала, способствует развитию исследовательских, коммуникативных и
творческих навыков в разрешении различных ситуаций, задач.

Рассмотрим сущность данного метода и приведем несколько распространенных определений
кейса как дидактической категории:

Кейс это описание реальной ситуации, случая.

Кейс-это  «кусочек» реальной жизни.

Кейс-это событие, реально произошедшее в той или иной сфере деятельности и описанное автором для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, стимулировать учащихся к обсуждению. Анализу ситуации и принятия решения.

Кейс-это конкретная практическая ситуация, рассказывающая о случае,  событии, в котором можно обнаружить проблему, описывающая конкретных людей в момент принятия важного решения, сталкивающихся с необходимостью предпринимать какие-то действия и нести ответственность
за последствия.

В данных определениях кейс рассматривается
как ситуация, случай.

Ситуация (от фр. situation — «положение, обстановка») — это совокупность обстоятельств, условий, противоречий развития какой-либо деятельности, требующих конкретного разрешения с учетом множественности выходов из создавшегося
положения.

Анализ ситуации — это детальное исследование реальной или искусственно сконструированной ситуации для выявления проблем и причин,
вызвавших ее, определения путей и способов ее
оптимального и оперативного разрешения.

Метод не является принципиально новым и для
профессионального педагогического образования:
разбор и решение конкретных педагогических
ситуаций достаточно широко используются в подготовке педагогов.

Приведем пример такой ситуации в подготовке
будущих педагогов.

В школьной практике учителя часто наблюдают ситуацию, когда один ученик проявляет насилие по отношению к другому. Для отработки навыков эффективного
поведения будущих педагогов в таких ситуациях их
модели предлагаются студентам для анализа, обсуждения путей выхода и составления программы по педагогической коррекции, реабилитации и профилактике
насильственного поведения.

«Петя не решил заданные на дом задачи и попросил
списать у Ивана, который ответил, что сам еще не до
конца выполнил и хотел бы дописать. Петя подошел и
выхватил тетрадь Ивана. Между ними завязалась потасовка. В это время в класс вошла учительница…»

Задания для студентов:

  1. Предположите действия учителя. Какие действия
чаще всего предпринимают учителя? Проанализируйте
их, выберите педагогические способы выхода из создавшейся ситуации.
  2. В чем заключается педагогическая профилактика
подобного поведения учащихся?

Предложите ряд профилактических мероприятий.

Второй подход к интерпретации понятия «кейс»
исходит из того, что слово «case» в английском
языке означает также «портфель, чемодан, папка».
В этом случае кейс рассматривается как пакет
документов для работы обучающихся, единый
информационный комплекс, позволяющий понять и решить ситуацию. С этих позиций кейс представляет комплект специально подготовленных учебно-методических материалов, содержащих описание ситуации и направленных на формирование у
обучающихся навыков самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных,
бытовых, социальных, экологических, педагогических и других задач.

Таким образом, кейс-технологию можно рассматривать как совокупность действий по созданию кейсов и их использованию в образовательном
процессе, гарантированно обеспечивающую достижение запланированных результатов обучения.

Для того чтобы учебный процесс на основе
кейс-технологий был эффективным, необходимы
два условия: тщательно разработанный кейс и правильная методика его использования в учебном
процессе.

  1. Метод предназначен для обучения дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет
однозначного ответа на поставленный вопрос, а
есть несколько ответов, которые могут соперничать
по степени истинности; задача преподавания ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.

С этих позиций кейс-метод может быть использован
в обучении школьников технологии, так как технологические решения многих производственных проблем
многовариантны.

  1. Акцент обучения переносится не на овладение готовыми знаниями, а на их поиск, на сотворчество обучающихся и учителя.
  2. Результатом применения метода являются знания, умения, навыки, опыт деятельности, а
также развитие системы ценностей, жизненных
установокв следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей (или возможной) в реальной жизни, определяется комплекс знаний и практических навыков, которые нужно усвоить; при этом учитель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли модератора процесса сотворчества.
  3. В методе case-study преодолевается пассивность

обучающихся, происходят столкновение взглядов, защита своей позиции, отрабатывается умение аргументировать, доказывать, строить диалог. Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

—       содержать четкие дидактические цели, соответствующие особенностям обучающихся;

—      содержание ситуации и представленные материалы должны быть актуальными, достоверными, иллюстрировать различные аспекты реальной жизни, экономики, экологии, конкретного производства и т.д.;

—        не устаревать слишком быстро;

—        развивать аналитическое мышление;

—        провоцировать дискуссию.

Суть обучения кейс-методом состоит в том, что каждый из участников или группа предлагают варианты разрешения ситуации, исходя из имеющихся знаний, практического опыта и интуиции. Поскольку любая ситуация имеет несколько вариантов решения, происходят обсуждение и поиск оптимального варианта.

Однако, не стоит полагать, что кейсы могут полностью заменить лекции. Нельзя тратить все учебное время только на разбор конкретных примеров, так как это формирует стереотипный подход к решению сходных проблем и обучающиеся будут не в силах подняться на более высокий уровень обобщения. Кейсы показывают, как на практике применяются знания; ценность таких упражнений, если они не имеют теоретической основы, невелика.

В чем отличие кейсов от задач, используемых при проведении семинарских и практических занятий?  Задачи обеспечивают материал для изучения и применения конкретных знаний, теорий, законов, правил, методов, принципов. Обучение с помощью кейсов помогает приобрести навыки и опыт практической деятельности. Задачи, как правило, имеют одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему. Кейс-метод принадлежит к активным методам обучения.

К его преимуществам можно отнести:

— использование принципов проблемного обучения — получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение;

—       развитие навыков работы в команде;

—        отработка коммуникативных навыков (умения слушать, вести диалог, задавать вопросы, аргументировать собственную точку зрения, презентации и т.д.).

Можно сказать, что кейс-метод является одним из средств реализации компетентностного подхода в обучении. Задания, предлагаемые учащимся в рамках международных исследований по диагностике качества образования (TDVISS, PISA), также можно рассматривать как мини-кейсы.

Кейсы можно классифицировать по различным основаниям. Остановимся ня тех системах классификации кейсов, которые наиболее интересны для обучения технологии.

Исходя из целей и задач процесса обучения, выделяют кейсы:

—        обучающие анализу и оценке;

—        обучающие решению проблем, и принятию решений;

—        иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

По наличию  сюжета различают сюжетный кейс, бессюжетный кейс.

По способу представления материала рассказ, эссе, аналитическая записка, журналистское расследование, отчет, очерк, совокупность фактов, совокупность статистических материалов, совокупность документов и производственных образцов.

По типу методической части: вопросный кейс, кейс-задание.

По объему: краткий (мини), средних размеров, объемный кейсы.

По степени воздействия их основных источников;

­­-         практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;

—        обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;

—        научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию, создать,  «действующую» модель ситуации.

Источниками формирования кейсов могут быть;

  1. Художественная и публицистическая литература, которая может подсказывать идеи или определять сюжетную канву кейсов по гуманитарным дисциплинам. Фрагменты текстов из публицистики, включение в кейс оперативной информации из СМИ актуализируют кейс, повышают интерес к нему со стороны обучающихся.
  2. Информация производственного, экономического, социального характера, связанная с проблемами местного социума.
  3. Статистические материалы, которые могут играть роль непосредственного инструмента для диагностики ситуации или выступать в качестве материала для расчета показателей, которые наиболее существенны для понимания ситуации.
  4. Научная литература: статьи, монографии, научные отчеты.
  5. Интернет-ресурсы. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью.

Рассмотрим основные этапы создания кейсов:

  1. Формулировка дидактических целей кейса, выявление «зоны ответственности» за знания, умения и навыки обучающихся.
  2. Определение проблемной ситуации.
  3. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.
  4. Построение или выбор модели ситуации, проверка ее соответствия реальности.
  5. Выбор жанра кейса.
  6. Написание текста кейса.
  7. Диагностика правильности и эффективности кейса и его корректировка.
  8. Внедрение кейса в практику обучения, его публикация.
  9. Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса: разработка задания для обучающихся и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса.

Основные требования к кейсу:

—        должен быть написан интересно, простым и доходчивым языком;

—        содержать проблему и пояснительную записку, в которой предлагаются конкретные рекомендации по разбору ситуации, излагаются авторский разбор ситуации, ключ, а также рекомендуемая методика проведения занятий;

—        демонстрировать положительные и отрицательные стороны проблемы;

—        соответствовать потребностям контингента обучающихся;

—        содержать оптимальное количество информации;

—        текст кейса не должен подсказывать ни одного варианта решения поставленной проблемы

 

Структура кейса:

Сюжетная часть — описание ситуации, содержащее информацию, позволяющую понять окружение, в котором развивается ситуация, с указанием источника получения данных.

Информационная часть— информация, которая позволит правильно понять развитие событий.

Методическая часть — разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формулирует задания по анализу кейса для обучающихся.

Решение кейсов рекомендуется проводить в пять этапов:

  1. Знакомство с ситуацией, ее особенностями.
  2. Выделение основных проблем, факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию.
  3. Предложение концепций или тем для «мозгового штурма».
  4. Анализ последствий принятия того или иного решения.
  5. Решение кейса-предложения одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указания на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.

Ознакомление обучающихся с текстом кейса  и анализ кейса чаще всего осуществляются за несколько дней до его обсуждения как самостоятельная работа. Обучающиеся определяют ключевые проблемы кейса, его главных действующих лиц, отбирают факты и понятия, необходимые для  анализа, определяет трудноссти, которые могут возникнуть при решении задачи. Далее определяется метод исследования.

Обсуждение небольших кейсов и знакомство с ними могут осуществляться непосредственно на занятиях.

Организация обсуждения кейса предполагает формулирование вопросов обучающимися, включение их в дискуссию. Вопросы подготавливают заранее и предлагают вместе с текстом кейса. При разборе учебной ситуации преподаватель выступает в качестве модератора, т.е. выполняет направляющую функцию. Обсуждение кейсов организуется обычно в форме открытой дискуссии, реже индивидуального или группового опроса.

Презентация результатов анализа кейса — очень важный аспект кейс-метода. Умение публично представить интеллектуальный продукт, показать возможные направления его использования, выдержать критику является ценным интегральным качеством выпускника.

Оценивание участников дискуссии является важнейшей проблемой метода case-study. Пятибалльная система не позволяет накапливать баллы за промежуточную работу, оценивать активность обучающихся, их многократные выступления. Лучше всего использовать 100-балльную систему оценки знаний, а затем соотнести ее с общепринятой.

Работу обучающихся можно оценивать по следующим показателям:

  1. Аргументированность и обоснованность выступления.
  2. Выделение круга вопросов, которые требуют углубленного обсуждения.
  3. Владение категориальным аппаратом, стремление давать определения, выявлять содержание понятий.
  4. Демонстрация умения логически мыслить.
  5. Предложение альтернатив, которые раньше оставались без внимания.
  6. Предложение определенного плана действий или плана воплощения решения.
  7. Определение существенных элементов, которые должны учитываться при анализе кейса.
  8. Активное участие в обработке количественных данных, проведении расчетов.
  9. Подведение итогов обсуждения. Применяя кейс-метод, можно использовать все виды оценок: текущую, промежуточную и итоговую. Текущая оценка помогает руководить процессом обсуждения кейса; промежуточная оценка позволяет фиксировать продвижение обучающего по пути решения кейса; конечная подводит итог успехам в анализе кейса и овладении дисциплиной. При оценке работы групп (подгрупп) в открытой дискуссии может быть использовано публичное оперативное оценивание текущей работы группы (подгруппы), которое стимулирует соревновательность.

Оценка должна носить обоснованный характер. Обучающийся должен понимать не только правила разбора кейса, но и систему его оценивания преподавателем, что требует обязательного ее разъяснения до начала работы над кейсом.

В последнее время все более популярным становится использование кейсов не только на стадии обучения, но и при проверке результатов обучения
на экзаменах. Обучающиеся получают кейсы перед экзаменом, они должны проанализировать его и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные в нём вопросы. Можно предложить кейс прямо на экзамене, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в ограниченные временные рамки.

Педагогические возможности использования кейс-метода и его применение в образовательном процессе зависят от профессиональной компетентности педагогов. Изучение данного метода и внедрение его в образовательный процесс позволят не только организовать обучающихся на усвоение необходимых знаний, но и научить использовать их в жизнедеятельности.

Литература

Аргунова, Т.Г. Применение кейс-метода в образовательном процессе и методической работе ССУЗА [Текст] / Т.Г. Аргунова, В.Н. Андреева, В.А. Подвойский: науч.-метод, пособие. — М., 2007. — 104 с.

Долгоруков, A. Case-study как способ (стратегия) понимания [Текст] / А.Долгоруков. Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий / под ред. А.Долгорукова. — М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. — С. 22-44.

Логунова, Н. Обучение как общение и сотворчество [Текст] / Н. Логунова // Высшее образование в России. — 2000. — № 3. — С. 108-110.

Панфилова, А.Н. Игровое моделирование в деятельности педагога [Текст] /А.Н.Панфилова: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2006. — 368 с.

Федянин, К, Давиденко, В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? [Текст] / Н. Федянин, В. Давиденко // Обучение за рубежом. — 2000. — № 7. — С. 52-55.

Case-study [Электронный ресурс]. Режим доступа

да case-study в обучении crrzeKros [Электронный ресурс] Режим доступа //vww.lan.krasu.ru studies authors-‘ smolyanmova/CASE-STUDY/articles/Didacti.

Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study) [Электронный ресурс] Режим доступа
www.casemethod.ru.

О.А. Иванова,

д-р пед. наук, профессор МИОО, Тел.: (499)151-44-11, Н.В. Цегелъная, канд. пед. наук, преподаватель, О.М. Дементьева, канд. пед. наук, преподаватель, ГОУ СПО технологический колледж № 21, Тел.: (499)167-11-12 г. Москва.

Применение кейс-метода в технологическом образовании.

Ключевые слова: обучение технологии, компетентностный подход, применение кейс-метода, проблемно-ситуативное обучение.

В настоящее время не только в России, но и за рубежом практически отсутствует систематизированный методический опыт использования метода case-study, или проблемно-ситуационного подхода в преподавании в педвузах и школах технологических дисциплин. При этом общепризнано, что необходимо повышение эффективности практической подготовки обучающихся в технологическом образовании, формирование у них готовности к решению конкретных практических и профессиональных проблем. Именно на это ориентирован компетентностный подход, средством реализации которого и могут стать кейс-технологии.

Компетентность предполагает опыт самостоятельной деятельности на основе приобретенных универсальных (метапредметных) знаний в условиях неопределенности, неизвестности, порой непредсказуемости. Ее следует рассматривать как новое качество знаний и умений. То есть компетентность — это способность, умение мобилизоваться в данной конкретной ситуации и применить в конкретных условиях полученные знания и опыт. Она порождает умения и действие.

Технологическое образование по своей сущности ориентировано на компетентностный подход, так как предполагает формирование разнообразных как предметных, так и внепредметных знаний и умений способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы. Этот подход в технологическом образовании подразумевает такую организацию учебного процесса, при которой приоритетной целью становится воспитание личности подростка или специалиста, мотивированного и готового к самореализации и саморазвитию и способного самостоятельно и эффективно реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал в деятельности по избранному профильному направлению или специальности.

Для реализации такого подхода одной из новых эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Мы принимаем такое определение: метод кейсов или метод конкретных ситуаций — это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных реальных или к ним приближенных задач-ситуаций (решение кейсов).

Преподаватель и обучающийся здесь постоянно взаимодействуют, выбирают формы поведения, сталкиваются друг с другом, мотивируют свои действия, аргументируют их.

Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе, — творческий процесс познания, часто предполагающий коллективный характер познавательной деятельности. Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с однокурсниками или одноклассниками, приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации, развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Помимо знаний формируются еще и различные умения, позволяющие в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни, навыки социального поведения и интереса к другому человеку как источнику познания.

Метод обеспечивает имитацию творческой деятельности обучающихся по производству известного в науке знания, его можно также применять
и для получения принципиально нового знания.

Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию обучающихся, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учёбе. Подчеркнем, что для применения метода конкретных ситуаций недостаточно просто подобрать 1-2 ситуации и опробовать их на занятии, используя скорее в демонстрационных, нежели в учебных целях, а обязательно оптимизировать весь образовательный процесс и учебно-методический комплекс в соответствии с концепцией кейс-метода. Это не значит, что надо полностью отказаться от традиционных форм проведения занятий. Кейс- метод необходимо органично встраивать в процесс обучения технологии для повышения эффективности практической подготовки обучающихся, что позволит им быстрее и легче презентовать себя на рынке труда как специалиста, подготовленного практически, способного к грамотному решению поставленных задач.

Кейс-метод выступает  как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновить свой творческий потенциал. Здесь основными проблемами выступают демократизация учебного процесса, раскрепощение преподавателей,  формирование у них прогрессивного стиля мышления, этики и мотивации педагогической деятельности.

В наших исследованиях, проводимых в Волгоградском госпедуниверситете и Волгоградской академии повышения квалификации работников образования, предпринята одна из первых в отечественном образовании  попыток, разработатъ доступные рекомендации по составлению, использованию и практическому освоению кейсовой и модульно- кейсовой технологий обучения студентов и школьников и создания учебно-методического обеспечения профессионально-технологической подготовки учителей и повышения их квалификации по направлению «Технология».  Рекомендации оформлены в виде учебных пособий: «Учебные кейсы в технологическом и профессиональном образовании по направлению  «Создание изделий из текстильных материалов» , «Использовании кейсов, при обучении технологиям деревообработки». «Использование кейсов при обучении кулинарии». Они отражают новейшие достижения психолого-педагогической науки в области обучения и воспитания. В них также поставлены вопросы, требующие дальнейшего теоретического и экспериментального исследований.  Предлагаемые рекомендации призваны помочь студентам й преподавателям освоить методику кейсового  обучения и найти решения обозначенных выше проблем по улучшению качества подготовки при переходе на ФГОС нового поколения.

Приведем пример мини-кейса.

«Разработайте проект создания электронного банка вакансий для возможного трудоустройства старшеклассников во внеурочное время».

Контекст задания: ваши ученики хотели бы;

а)        просто поработать в каникулы;

б)        поработать в каникулы по избранной профессии в соответствии с профилем обучения;

в)        совместить работу в каникулы с возможностью путешествовать.

Уточнение задания

— Предложите (соберите пакет) методики диагностики готовности (профессиональной пригодности) старшеклассников к той или иной профессиональной деятельности.

—        Выясните, какие документы необходимы для приема школьника на работу (в соответствии с банком данных), каковы условия охраны труда, формы оплаты.

—        Какой вид (какую структуру, каким образом будет представлена информация) будет иметь банк данных?

Задача может решаться как индивидуально, так и в группе. Ее решение предполагает сбор информации из различных источников, с последующей систематизацией, обобщением и презентацией.

А вот пример кейса, созданного по материалам художественной литературы.

В романе «Робинзон Крузо» Д. Дефо есть такой эпизод. Когда главный герой оказался на необитаемом острове и осмотрел всю доставшуюся ему с
затонувшего корабля наличность, то обнаружил следующее: «Как я уже сказал, у меня было немного денег, серебра и золота, всего около 36 фунтов стерлингов. Увы, они лежали как жалкий, ни на что не годный хлам: мне было некуда их тратить. С какой радостью отдал бы я пригоршню этого металла за десяток трубок табака или ручную мельницу, чтобы перемалывать зерно!..».

Предложите варианты использования золотых и серебряных монет на необитаемом острове.

Литература

Каунов А.М. Современные технологии и методы обучения при переходе на компетентностную  модель в образовании.

Направление «технологическое образование» (Текст) / А.М. Каунов//Учеб. пособие. — Волгоград: изд-во ВГПУ  «Перемена» , 2008г.

Пичугина, Г.В. Компетентностный подход в технологическом образовании [Текст] / Г.В. Пичугина // Школа и производство. — 2006. — №1. — С. 3-6.

A.M. Каунов,

проф., д-р пед. наук, Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования Тел.: (8442) 33-68-79

АЛ. Амерханова, учитель технологии, МОУ МУК «Юность» Тел.: (8442) 25-91-71, г. Волгоград

Один комментарий на “Система урочных и неурочных занятий. Использование нестандартных форм и методов проведения уроков технологии.

  1. Внеурочная деятельность является важным дополнением к урочным занятиям и обладает эффективными формами воспитания и развития обучающихся, что и является её основной целью, при этом осуществление внеурочной деятельности по экологии содействует улучшению качества владения обучающимся содержанием предмета биологии.

Ответить

Почта не будет опубликована.Обязательны для заполенения *