Упражнения для будущих первоклассников

Игры и идеи для разных каналов восприятия — с детьми 3-8 лет.

Чем больше играют ваши дети, тем более проявленной будет их учебная мотивация в школе.

Игра — это всегда и развитие, и терапия, и адаптация.
Современное поколение детей не получает того количества стимулов в разных каналах восприятия, которое было бы важно. У них перестимулирован визуальный канал, остальные — часто дефицитарны. И разнообразные игры — это сенсорная интеграция (Сенсорная депривация — недостаточное стимулирование сенсорных каналов).

Настольные игры:
Это может быть лото, домино, эрудит, шахматы, шашки… Игры-бродилки с кубиками хороши перед сном и быстрый способ подтянуть или не забыть устный счёт.

Визуальный канал:
* Распечатки раскрасок и книжки-раскраски
* Рисовать мандалы
* Рисование одновременно двумя руками
* Рисование зубной щеткой
* Рисование ладонями (ставить отпечатки пальцев и дорисовывать детали)
* Рисование с закрытыми глазами
* Выкладывание рисунков нитками
* Делать ангелов из макарон
* Делать игрушки из втулок от туалетной бумаги
* Детям разного возраста нравится «обрывная аппликация» — вначале на мелкие кусочки руками рвётся или цветная бумага, или листки из журналов, затем, из обрывков делается коллаж.
* Каждый день недели назвать «своим цветом» (например, понедельник — красный, вторник — оранжевый, среда- желтый и т.д. по цветам радуги). Каждый день надевать одежду или какую-то деталь одежды определенного цвета, попробовать найти продукты такого цвета, или время от времени кричать, например, «красный» — и нужно быстро дотронуться до предмета этого цвета.

Вербальный канал:
* Учить каждый день одно новое слово на иностранном языке
(Из этого же слова, написанного много раз, можно сделать рисунок)
* Из букв одного слова составлять другие слова (например из букв слова трансформатор можно придумать — торт, трон, март, рот, форма, фарт и проч)
* Игра «телеграмма» — на каждую букву загаданного слова придумать слово, чтобы получилось предложение (например,СЛОН — суровый лекарь открывает нашатырь
* Петь
* Говорить скороговорки

Тактильный:
* Игры с кинетическим песком (у нас есть «раскопки динозавров — промышленная игра с формочками динозавров, раньше дочка играла в пасочки, сейчас я прячу в песок «сокровища», дитё откапывает)
* Подносы с крупами, в которых можно писать, рисовать, прятать предметы (даже детям 8-9 лет это нравится)
* Игры с водой — например, запускать, кораблики по воде, перемещать их дыханием
* Домашние бассейны с шариками
* Узнавать предметы наощупь (эту игру любят и взрослые дети. Можно предлагать различать продукты на вкус, специи и продукты — по аромату)

Аудиальный:
* Слушать тишину
* Закрыть глаза и различить как можно больше звуков
* Написать букву р — в строку от совсем маленькой до огромной. А в другой строке от огромной до маленькой. Просить ребёнка, чтоб произносил звук, повышая громкость (чем меньше буква, тем тише голос)
* С закрытыми глазами угадывать, по какому предмету ударили (ложкой, карандашом…)

Пространственное восприятие, концентрация, 3D (такие игры стимулируют и развитие долей мозга, связанных с математическими способностями, критическим мышлением):
* Магнитный конструктор
* Мозайки
* Оригами
* Джанга
* Микадо
* Шашки, шахматы, домино
* Пазлы
* Можно учить детей пришивать пуговицы, вышивать, вязать, плести макраме
* Запускаем волчки, наблюдаем за их кружением
* Домашний квест,поиски сокровищ
* Перемещаться по комнате с закрытыми глазами, ориентируясь только на команды партнера по игре (можно говорить — вправо, влево, прямо… а можно молча — прикасаясь к правому, левому плечу, спине)

«игры с дыханием»:
* мыльные пузыри
* Аэробол — дуем на обертки из-под конфет (или передавая друг другу, или, «задувая» голы)
* Задуваем свечи
* Стараться поддерживать в воздухе лёгкий предмет,например, перо
* Вместе петь
* Через широкие коктейльные трубочки дуть на шарик из бумаги — попадать им в «цель»

«Социальные игры»:
* Ролевые игры с куклами и игрушками, домашний театр
* Теневой театр
* Можно вместе заниматься кулинарией, играть в ресторан
* Делать мини-спектакли, записывать их на камеру телефона. (мы по дочкиным сказкам и рисункам иногда делаем фильмы)
* Делать домик из подушек и пледов — ходить в гости
* * Оркестр (инструменты — все, что издаёт звук в доме)

Движение:
*Твистер
* Пальчиковый твистер
* прыжки на шаре-прыгунке (Вместо батута — прыжки на разрешённой подушке)
* Прятки
и пр.

Важно помнить, что дети до 6 лет стремятся играть в «эгоцентрические» игры — по своим правилам. Но когда мы им предлагаем игру с установленными правилами — это готовит их ко «взрослой жизни» со следованиям определенным нормам (это профилактика «социальной депривации»)

Еще несколько упражнений, которые будут полезны для развития вашего ребенка.

  • Упражнение на развитие произвольного внимания.

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники» Если ребенок переспрашивает, ответить — пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

  • Упражнение на развитие наблюдательности.

Предложите ребенку игру: «Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность». Ребенок называет предметы — часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.

  • Игра на развитие памяти.

В эту игру можно играть с ребенком , например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.

  • Игра для тренировки мышления и сообразительности «Как это можно использовать?»

Предложите ребенку игру — найти как можно больше вариантов использования какого-либо предмета. Например, Вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как его можно использовать — писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.

  • Упражнение «Нелепицы» — для оценки образно — логического мышления

Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц.

Добрых взрослений!

Ответить

Почта не будет опубликована.Обязательны для заполенения *