Валеологический подход к организации уроков в современной школе, из опыта работы. (Рыжикова О.Л.)

Знакомство с детьми я начала с изучения медицинских карт учащихся. Оказалось, что только 15 %  детей можно назвать здоровыми. Это и нарушение зрения, нарушения осанки, заболевания внутренних органов. Много детей гиперактивных.  С нарушением психики.неустойчивым вниманием, быстрой утомляемостью.

Я проработала в школе более 30 лет, и  в полной мере понимаю необходимость прививать  детям навыки здорового образа жизни. Сформировать у ребенка 7-10 лет мотивы здорового образа жизни лозунгами «Надо беречь здоровье», «Это вредно» или «Это опасно для здоровья» — невозможно.

Как я формирую у детей навыки здорового образа жизни?

Для привития навыков  здорового образа жизни большое значение имеет микроклимат в классе. Стараюсь детей встречать с улыбкой. Называю только по именам о того же добиваюсь от всех учеников. Создаю доброжелательную обстановку в классе.

Каждый учебный день начинаем с зарядки. Проводят её дети зарядка проходит весело, эмоционально. Для меня очень важен эмоциональный настрой детей.

Поэтому начало и окончание урока стремлюсь сделать позитивными.

Я использую положительные установки на успех  («Я смогу», «У меня все получится» и др.); помогаю учащимся настроить себя и других на положительную волну ( «Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»)использую похвалу, («Ты молодец, умничка!», «Горжусь вами!», «Вы мне очень помогли»… )

Строго соблюдаю режим школьных занятий  (продолжительность уроков, учебного дня, перемен); выстраиваю урок  с учетом динамики работоспособности, рационального использования ТСО, наглядных средств); обязательно выполняю гигиенические требования.

На поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости на уроке применяю различные виды деятельности (работа у доски, с учебником,   использую разноуровневые задания. Осваиваем групповую работу и работу в парах.

Так на уроках обучения грамоте при знакомстве с согласными звуками работаем в парах. Сначала один учащийся  произносит звук, второй  смотрит, одинаково ли при этом работают губы и зубы. Затем меняются ролями. Обсуждают  между собой как работают органы речи, какую работу языка, губ ощутили. После работы подают сигнал о выполнении работы.

Принципы моей работы заключаются в том, чтобы помочь ребенку познать себя, сотворить себя, поддержать психологическую гармонию на уроке. Поэтому я уделяю большое внимание факторам образовательной среды, наиболее значимым для сохранения здоровья ребят: организации процесса обучения, психологическому фону урока, мотивации учения, двигательному режиму с учетом возрастных особенностей детей. Изменилась структура урока, а именно: использую задания валеологическойна-правленности.

Валеология (от лат.Vale – быть здоровым, loqos- наука) рассматривает целостное здоровье человека, причины и механизмы его формирования, сохранения и совершенствования.

Введению научных сведений о здоровье ребенка в систему общепризнанных педагогических воззрений способствуют идеи целостности природы здоровья человека, ценностного отношения к здоровью, зависимости здоровья, прежде всего, от образа жизни, а также идея самосовершенствования, принципиальная возможность не только укрепления, но и формирования здоровья.

Главный принцип педагогическойвалеологии – здоровье через образование

Развивать культуру здоровья, побуждая младших школьников вести здоровый образ жизни, можно и нужно через

1)общеобразовательные предметы:

2) изучение естественно-научного предмета «Окружающий мир»;

3) посредством интеграции валеологической тематики в содержание других предметов;

4)различные формы внеурочной работы.

Я хочу рассказать о формировании  физиолого-гигиенических и эколого-валеологических знаний посредством учебных предметов начальной школы.

Реализацию главного принципа педагогическойвалеологии – здоровье через образование – можно осуществлять при использовании устных упражнений.

Для эффективного использования устных упражнений, нужно правильно определить их место в системе формирования математических и валеологических  понятий и навыков.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течении всех четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделить 5-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях,  предусмотренных программой каждого класса.

Я применяю в работе разные формы устного счёта;

  1. Беглый слуховой (читаю сама) –при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.
  2. Зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, счеты, диапозитивы) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.
  3. Комбинированный.

А так же:

обратную связь при проведении устного счета (показ ответов с помощью карточек);

задания по вариантам( продолжи цепочку, «заселяем домики»)

упражнения в форме игры (молчанка), поставь числа в порядке возрастания.

 

Предлагаю Вам варианты валеологических задач, которые содержат физиолого-гигиеническую или эколого-валеологическую информацию и вопросы – математический и валеологический. Их можно рассматривать в качестве элемента межпредметной интеграции и использовать как на уроках математики, так и на уроках

окружающего мира

Разнообразие упражнений возбуждает интерес у детей, активизирует их мыслительную деятельность.

На уроке физкультуры Саша выполнил 9 приседаний, а Коля 6.

1 вопрос на сколько больше приседаний выполнил Саша, чем Коля?

2 вопрос Почему Саша смог выполнить больше  приседаний, чем Коля?

Купальный сезон в летнее время открывается при температуре воды 20 0 С. Заканчивается купальный сезон при снижении температуры воды на 6 0С. При какой температуре воды завершается купальный сезон? Какое значение для организма имеет закаливание водой?

Пословицы

Например.: «Вставай в 5, завтракай в 9, обедай в 5, ложись в 9 – проживешь 99».

Вопрос 1. Через сколько часов после подъема рекомендуетсязавтракать?

Ответ : 9 – 5 = 4. Завтракать полезно не ранее, чем через 4 часапосле подъема.

Вопрос 2.  За сколько часов до сна пословица рекомендуетужинать?

Ответ : 9 – 5 = 4. Последний раз нужно есть за 4 часа до сна.

Учитель напоминает детям, что продолжительность сна в возрасте до 10 лет должна быть 10 часов, т. е. ложиться надо в 9, а вставатьможно с 5 до 7.

Если выспался, не надо залеживаться в постели.

Данный прием напоминает о нормальном режиме дня и правильном ритме питания как необходимых условиях

Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет 75% витаминов. Картофель, очищенный и сваренный целыми клубнями, – 60 %,а нарезанный кусками – 35%. Во сколько раз больше витаминов сохраняется в картофеле, сваренном в кожуре, по сравнению с картофелем, очищенным и порезанным кусками?

Ответ : в 2 раза

Валеологическая информация используется и на уроках   литературного чтения, и уроках русского языка. Большой материал содержат наши учебники

«Азбука»

Вдобукварный  период на уроке обучения грамоте идет работа со сказкой

« Колобок» с. 6Дети легко и охотно приходят к заключению:

– Если мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.

С. 7 « Как хлеб пришел на стол».Формируем представление о

правильном питании, его режиме, правильных продуктах.

Работая в «Азбуке» на с. 34, 42 (фото страниц),дети читают предложения и  формулируют санитарно-гигиенические правила:

– Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. Мойте руки перед туалетом. Вымойте хорошо мыло прежде, чем умываться. После еды прополощите рот .

После купания в открытых водоемах нужно принимать душ.

Повторяют правила  поведения на воде. На практике используем в столовой.

Работая сданным материалом формируем  навыки  позитивного коммуникативного  общения.

«Азбука» с. 55 . текст «Затеи Деда Мороза». После обсуждения текста делаем вывод: «Необходимо избегать переохлаждения во время прогулок»Учимся делать осознанный выбор поступковповедения, позволяющих укреплять свое здоровье .

Воспитание культуры здоровья через уроки русского языка на этапе обучения грамоте подразумевает в первую очередь формирование гигиенических навыков письма. Каждая тетрадь по письму включает в себя такую памятку.

Наряду с этим «Тетради по письму»  содержат богатый материал по воспитанию здорового и безопасного образа жизни.

Упражнения по развитию мелкой моторики носят валеологический характер.

Формирование  представления  о полезных  продуктах, витаминах.навыки  позитивного  коммуникативного  общения

Тетради в сеточку

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР !!! неисчерпаемый источник формирования и воспитания культуры здоровья.

 

Большой проблемой образовательного процесса вообще и особенно на этапе начальной школы является быстрая утомляемость обучающихся. Отсюда следует, что необходимо регулярно сменять работу отдыхом и наоборот.

Для снятия утомления глаз использую разнообразные упражнения:

— сидя крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть на 3-5секунд. Повторить 6-8 раз (упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровоснабжения век и расслаблению мышц глаза);

Для улучшения мыслительной деятельности, синхронизации работы полушарий, повышения устойчивости письма на уроках русского языка используются специальные кинезиологические упражнения. Одно из них:Многоножки

Особое внимание следует уделяем упражнениям для кистей пальцев рук. Представляю  некоторые из них, которые использую на уроках.

Наши пальчики согнем

И другой рукой возьмем.

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем сверху нажимать.

Идет по парте человек,

Переставляет ножки.

А если ножки смотрят вверх,

Что получилось? Рожки!

Одно из упражнений для улучшения мозгового кровообращения,

2 – И.п. – сидя, руки на поясе. 1- поворот головы направо 2 -и.п. 3 -поворот головы налево. 4 -и.п. Повторить 6 раз. Темп медленный.

Также не забываю о том, что дети должны двигаться для снятия напряжения с плечевого пояса, с позвоночника – то есть не забываю о подвижныхфизминутках. Самую большую физминутку провожу на 20 минуте урока, так как на этой минуте наступает фаза компенсированного (преодолеваемого) утомления.

 

Применение на уроках  элементов валеологии позволяют решать

здоровьесберегающие задачи.

Кроме этого:

—   расширяются знания младших школьников о человеке и его здоровье;

— снижается уровень тревожности (ребенок выполняет личностно значимое для него задание, поэтому испытывает меньше затруднений при решении);

— «загружается» мозг за счет работы правого полушария, отвечающего за образное мышление (современные методики обучения, особенно обучение  математике связаны с перегрузкой левого полушария мозга);

— облегчается процесс запоминания материала

—    формируется культура здоровья;

—    дается установка на здоровый образ жизни;

—  проводится профилактика зрительного утомления младшего школьника;

— фиксируется внимание на пользу физических упражнений.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Ответить

Почта не будет опубликована.Обязательны для заполенения *