«Здоровьесберегающие технологии для детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры и внеурочной деятельности средствами ритмической гимнастики, ритмопластики»

Автор: учитель  физической культуры    Ханова Оксана Николаевна МБОУ ЦО №27 города Тулы

Введение
Учитель XXI века только в том случае
выполнит свою ответственную миссию,
если его педагогическими приоритетами
станут духовность, здоровье и творчество…

В. А. Андреев 

Недостаточная изученность вопросов, раскрывающих содержание и методику занятий ритмопластической гимнастикой для обеспечения гармоничного и разностороннего развития младших школьников, обусловливает актуальность выбранной темы «Укрепление здоровья детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры и внеурочной деятельности средствами ритмической гимнастики   ритмопластики» и необходимость ее изучения.

Задачи занятий:

  1. Развитие основных двигательных качеств; развитие координации движений;
  2. Развитие и совершенствование единого темпа и ритма упражнений;
  3. Создание эмоционального фона в процессе занятий;
  4. Снятие усталости, укрепление позвоночника, формирование красивой осанки, укрепление стоп, кистей рук, снятие застойных явлений, вызываемых долгим сидением за партой, повышение умственной работоспособности, повышение сопротивляемости к различным заболеваниям.

 Практическая значимость моей работы состоит в определении эффективности ритмопластической гимнастики, разработке и внедрении методики занятий ритмопластической гимнастикой в воспитательный процесс детей в школьном учреждении, которая позволяет повысить эффективность физкультурных занятий, улучшить показатели физической подготовленности и укрепить здоровье детей, а также повысить успеваемость в учебном процессе. Разработки «Ритмопластической гимнастики» могут помочь и другим учителям для расширения их профессиональной подготовленности по укреплению здоровья подрастающего поколения.

РИТМОПЛАСТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аэробика – это комплекс упражнений, помогающий нам поддерживать себя в отличной форме. Термин «аэробный» означает «использующий» кислород. Упражнения по аэробике относятся к видам физической нагрузки, которые предъявляют к организму требования, заставляющие его увеличивать потребление кислорода. Занятия аэробикой снижают риск сердечнососудистых заболеваний. Сердце тренированного человека работает ритмично и экономно. Физические нагрузки положительно влияют на дыхательную систему. В процессе занятий возрастает жизненная емкость легких, что позволяет лучше усваивать кислород, обеспечивающий полноценную жизнедеятельность клеток тем самым, повышая работоспособность организма. Также большое значение имеет улучшение деятельности желез внутренней секреции,особеннкоры над подпочечников. Они выделяют специальные гормоны, влияющие на обмен веществ, настроение, сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям. Выделение этих гормонов увеличивается при эмоционально насыщенной нагрузке – упражнениях, выполняемых под ритмичную музыку. Это способствует снятию психического напряжения и усталости. В процессе занятий развивается сила различных мышечных групп, проработка отдельных суставов увеличивает их подвижность, а разнообразные по форме упражнения и выполнение их длительностью не менее 30 минут способствует развитию выносливости, вырабатывается ловкость и координация движений.

Занятия ритмической гимнастикой укрепляют не только сердечно-сосудистую систему; легкие; мышцы; снимают стресс; стимулируют процессы роста, развития и формирования организма, способствуют становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизируют деятельность жизненно важных органов и систем, обогащая их кислородом, поддерживают и развивают их, способствуют повышению общего тонуса и прекрасного настроения.

Регулярные занятия ритмической гимнастикой способствуют нормальному функционированию как отдельных органов, так и всего организма в целом, сохранению силы, гибкости, красоты тела, улучшают осанку, походку, нормализуют вес, стабилизируют кровяное давление, пульс, предупреждают отложение солей в суставах, помогают организму легче справляться с пере- напряжением и стрессами..

Ритмическая гимнастика (аэробика) и ритмопластика на уроках, переменах, во внеурочной деятельности, физкультминутках.

Занятия по ритмопластике я начинаю с подбора музыки.
Она не должна утомлять нервную систему, не должна быть монотонной, однообразной, соответствовать возрасту и эстетическому воспитанию. Самая подходящая музыка для детей – это детская ритмичная. Например, для разновидностей ходьбы я подбираю весёлую, задорную, маршевую музыку с чётким ритмом. Для беговых и прыжковых упражнений используется стремительная, быстрая музыка. Общеразвивающие упражнения выполняются в различном темпе, с разной амплитудой.
Готовясь к проведению упражнений ритмической гимнастики, я старательно подбираю соответствующие упражнения: определяю их дозировку, темп и ритм выполнения. Упражнения должны быть доступны для детей и выполняться с различной интенсивностью. При чередовании упражнений важно соблюдать постепенность увеличения нагрузки и последовательность их.

Упражнения ритмической гимнастикой я применяю как разминку во вводной части урока. В основной части урока упражнения ритмической гимнастикой могут способствовать развитию физических качеств – силы, гибкости, выносливости, ловкости. Я считаю, что очень важно в младшем школьном возрасте научить детей почувствовать чувство ритма. Именно в этом возрасте закладывается фундамент развития всех качеств организма. Уроки ритмической гимнастики очень эффективны, т. к. высока плотность урока. Упражнения во всех частях урока должны быть просты и легки для запоминания, интересны детям. А неусидчивым детям ритмичная физическая культура особенно нравится, ведь здесь они могут выплеснуть лишнюю энергию и удовлетворить потребность в постоянном движении.

На уроках ритмической гимнастики также используются строевые упражнения, разновидности ходьбы и бега, прыжков, общеразвивающие упражнения. Способы проведения урока: проходной (в движении) и на месте в разомкнутом строю.

Очень интересно проходят занятия по ритмопластике во внеурочной деятельности. Все движения направлены на растяжку мышц, постановку корпуса, формированию правильной осанки, обучению правильному дыханию. Каждое упражнение имеет свое интересное название «пингвин», «кенгуру», «мячик», «кошечка», «змея», «лягушка», «полет», «журавель» и другие. На этих занятиях ребята подражают или имитируют то или иное животное или предмет. Музыка к таким занятиям подбирается соответственно возрасту, ритму и темпу упражнений. В более старших классах начальной школы упражнения постепенно усложняются, темп выполнения, количество повторов упражнений увеличивается.
Разработанная мною программа  « Олимпийцы» направлена на решение следующих задач: укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности; гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки; совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств; развитие психических способностей и эмоциональной сферы; развитие музыкально-ритмических способностей, воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Я составила несколько комплексов упражнений ритмической гимнастики по собственному вкусу. При составлении я обращала внимание на то, чтобы комплекс не только способствовал развитию физических качеств детей, но и помогал стать пластичными, музыкальными, ловкими, жизнерадостными.

 

Все комплексы строятся по частям:

— 1 часть – подготовительная;

-2 часть – основная;

-3 часть — заключительная.

 

Основная задача подготовительной части — общий настрой детей на урок, переход организма на другой функциональный уровень. В этой части выполняют простейшие упражнения для голеностопного, коленного суставов, кистей рук.

Основная часть состоит из нескольких серий. Количество серий определяется задачами урока, возрастом учащихся, их подготовленностью. В урок входит 3-4 серии.

В 1 серию включаются упражнения для рук, мышц шеи, плечевого пояса, туловища, ног. Последовательность движений в серии предусматривает подбор упражнений, сначала воздействующих на голеностопный, коленный, тазобедренный, лучезапястный, локтевой и плечевой суставы, а затем постепенно вовлекающих в работу всё большую группу мышц.

2 серия состоит из беговых элементов, подскоков, движений танцевального характера.

В 3 серии обычно выполняются упражнения в партере (сидя и лёжа ).
В 4 серии можно повторить вторую (беговую) серию или выполнять элементы народных, эстрадных, бальных танцев. Непременным условием правильно построенного урока является наличие заключительной части. Обычно — это упражнения на расслабление и дыхательные. В этой части занятия применяются и некоторые гимнастические акробатические элементы: стойка на лопатках, различные наклоны, полушпагат и шпагат, мост, колесо, кувырки, перкидные. Также могут применяться психорегулирующие средства, в частности аутогенная тренировка.

В конце комплекса упражнений важно уделить внимание упражнениям на растягивание и на расслабление для снятия напряжения. К концу выполнения упражнений на расслабление пульс должен быть на 20-30 ударов выше, чем в состоянии покоя. При правильной организации занятий и высокой требовательности к учащимся успешно выполняются поставленные задачи учебно-воспитательной работы. При каждом успешном выполнении изучаемых упражнений повышается желание овладевать новыми упражнениями и заниматься ритмической гимнастикой.

Заключение

И.П.Павлов сказал: “Человек – высший продукт земной природы”. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным, поэтому, я считаю, что моя работа должна быть направлена прежде всего на формирование мотивации,  на сохранение и укрепление здоровья, здоровьесберегающего сознания учеников и их родителей как главного условия будущего благополучия и успешности подрастающего поколения.  При этом нужно говорить не только о физическом здоровье, но и здоровье психологическом, которое представляет собой совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной саморегуляции личности.  Положительные результаты введения ритмической гимнастики в школьную программу показывают, что занятия ритмопластической гимнастикой позволяют развивать не только эти способности у детей младшего школьного возраста, но и повышают успешность в обучении, укрепляют здоровье детей. А что может быть важнее этого! Я уверена, что моя работа поможет учителям овладеть основами ритмической гимнастикой и использовать их в своей работе по укреплению здоровья детей.  Я как школьный учитель отчетливо понимаю значение сохранения здоровья своих учеников, поэтому стараюсь не позволять себе игнорировать возможность организации на своих уроках, перемене, во внеурочной деятельности оздоровительных занятий ритмической гимнастики (аэробике), ритмопластике – минутки отдыха для души и тела ребенка. В связи с вышеизложенным являются актуальными совершенствование старых и поиск новых форм, средств и методов физического воспитания детей младшего школьного возраста.

Ритмическая гимнастика (аэробика) — это ключ к здоровому сердцу.  

Ответить

Почта не будет опубликована.Обязательны для заполенения *