Воспитатель первой квалификационной категории Четвернина Е.В.

 

Техника синквейна в работе с дошкольниками.

На протяжении работы в детском саду мы наблюдаем, что детей с речевыми проблемами становится больше с каждым годом. Это подтверждает статистика Министерства образования и Министерства здравоохранения. Одной  из причин этих явлений является  возросшее количество внутриутробных патологий. Сейчас выхаживают детей с критически низкой массой тела; конечно, это радует, но есть обратная сторона — рост внутриутробных нарушений, которые сказываются на развитии  речи. Также много детей с задержкой речевого развития. Родители до последнего ждут, что ребенок сам заговорит, не ведут к специалистам.

Если сравнивать с предыдущими поколениями, дети сейчас начали говорить хуже. Причины и экономические, и социальные. Мир меняется, меняются дети и их речевое развитие. Большую роль имеет пища, которую ребенок потребляет. Часто мамы говорят, что малыш не ест твердые продукты, даже в два года ему дают пюре, потому что яблоки, морковь он не любит. Между тем твердая пища как раз укрепляет челюсть, мышцы лица,  от которых зависит качество речи.

Сегодняшних детей сложно удивить, вызвать яркие чувства. У советского ребенка бурю эмоций могли вызвать обычный плюшевый зайчик, яркая книга, десятиминутный мультик. Современный ребенок к этому равнодушен и может проводить много времени в виртуальном мире.  Сами по себе гаджеты  не зло. Нужно уметь использовать их во благо. А ведь речь — это эмоции, коммуникации.

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу. Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Через какие формы образовательной деятельности дошкольников проводится обогащение и активизация словаря?

— Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие.)

— Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и др.

— Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие.)

Существует алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.

 

Существуют определенные правила написания синквейна.

Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».

 

Изготовить форму для синквейна очень просто.

Рисуем или печатаем на компьютере елочку и карточки.

 

Правила написания синквейна.

1-я строка (вершина «елочки») – заголовок, тема, состоящая из одного слова, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Части речи — это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?

2-я строка – два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления, раскрывающие тему синквейна. Часть речи — чаще прилагательное, реже причастие, отвечающее на вопрос: какой? какая? какое? какие?

3-я строка – состоит из трёх слов (глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета и отвечающие на вопрос: что делает? что делают?

4-я строка – четыре слова; ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.

 5-я строка (основание «елочки») – одно слово, (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне или повторение сути, синоним, обобщающее слово.

 

 

Что дает использование данной технологии детям дошкольного возраста?

Применение данной технологии помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. 

Закрепляет знания детей об окружающем мире.

Способствует обогащению и актуализации словаря, уточнению содержания понятий.

Формирует грамматический строй.

Помогает наиболее полно и точно. Правильно выразить свою мысль.

Оформлять мысль в виде предложения

Подготавливает к составлению описательного рассказа.

 

Желаю с пользой провести время!

Ответить

Почта не будет опубликована.Обязательны для заполенения *