«Безопасность и жизнедеятельность в процессе обучения ОО Технология» (автор Никольский М.С.)

Концептуальные основы в обеспечении безопасности и жизнедеятельности в системе общего и профессионального образования.

 Концепция  (лат. Conceptio- восприятие)-

  1. Система взглядов на те или иные явления;

Способ рассмотрения, каких- либо явлений, понимание чего-либо;

  1. Общий замысел (художника, поэта, ученого и т.д.)

Почему мы, сейчас, в 21 веке рассматриваем концептуальные основы в обеспечении безопасности и жизнедеятельности человека, ну и более приземлённо, в системе общего и профессионального образования.

Все дело в том, что современное общество характеризуется высоким уровнем использования технических средств, предназначенных для удовлетворения жизненных потребностей человека. Мы, о потребностях, можем судить даже на бытовом уровне, и вы с  этим можете согласиться. Например, в 50-х годах по главной улице города Тулы, максимум проезжало за сутки, быть может, не больше 200 машин. В книжных магазинах продаются открытки старой Тулы до 1917 года, там вы вообще машин не увидите. Сейчас проспект Ленина (раньше назывался улицей Коммунаров) заполонен машинами, мало того, в часы « пик», автомобильные пробки.   Сбывается предсказание Герберта Уэлса о том, что  машины выживут человека, правда мы знаем писателя как фантаста, но , как мы знаем, иногда фантазии становятся реальностью. А вот еще одна фантазия- произведение другого писателя, которого вы все, наверное, знаете по написанной книге:  « Гипербола инженера Гаррина». ( ныне лазерная техника). Наш земляк, Лев Николаеввич Толстой, не был фантастом, но при жизни он выступал против строительства железных дорог, однако теперь, железнодорожная сеть опутала всю Россию.

Современные технические средства становятся все более энергонасыщенными и автоматизированными. Однако, пока, если говорить о производстве, по прежнему ключевым элементом остается человек, призванный обслуживать, управлять, контролировать технические процессы.

Природная среда- биосфера всё интенсивнее преобразуется человеком и превращается в техносферу.

Задача человека заключается в том, чтобы эти неизбежные преобразования не ухудшили условия существования на Земле.

Завершившийся 20 век был веком особенно интенсивного внедрения в жизнь новых технических средств, объектов, технологий.

Печально то, что многие нововведения были не всегда обдуманными и часто не сопровождались анализом последствий.

Например, атомные электростанции: Чернобыль, Фокусима, озоновый слой атмосферы Земли, резкое изменение погоды и другие.

Только на пороге 21 века, человечество прозрело, и пришло к пониманию того, что дальнейшее безоглядное стремление своих, все возрастающих жизненных потребностей, может привести к негативным последствиям для нашей планеты и самого человека. Это отразилось в изучении приоритетов в развитии  общества, создании новых объектов, техники, внедрении новых технологий. В настоящее время, требование безопасности и экологичности являются определяющими при создании и внедрении новых технических объектов и технологий.

Ни один новый проект, не отвечающий нормам безопасности и охраны окружающей среды, не должен быть реализован. Таким образом, сама жизнь требует, чтобы общество обратило внимание на безопасность в жизнедеятельности человека. Это является концептуальной основной при рассмотрении данной темы.

Учитывая, что учащиеся- это будущее нашей планеты, в задачу педагогов входит священная обязанность разъяснять, объяснять, доводить до сведения учеников и их родителей, обучать основам безопасности. Вот простой пример: в школах зачастую, учащихся можно видеть жующих жевачки, сухарики с запахом бекона, чипсы, пьющих различные напитки. Посмотрите в классный журнал, на страничку мед.работника школы. Можно увидеть, какое состояние здоровья учащихся, и большая часть их нездорова по желудочно- кишечному тракту. И таких примеров, к сожалению, множество.

Опять же, к сожалению, некоторые педагоги, видимо из-за плохой образованности, показывают детям плохой пример: курят, жуют жевачку, пользуются во время урока телефоном. На учебную деятельность, как учителей так и учащихся, как минимум уходит 1/3-я часть суток, поэтому с полным основанием можно сказать, что в этот промежуток человек подвергается наибольшей опасности.

Цитата из инструкции по поведению учащихся на переменах:

— Не применять самодельных пиротехнических изделий, карбидных и магниевых. ( т.е. учащемуся предлагается не применять самодельные пиротехнические  устройства, а покупные можно?).

— Не бросать друг в друга камни, палки и другие предметы, а также фехтовать на «шпагах». Такие действия могут привести к потере зрения. Травмам лица, головы и внутренних органов.  ( может быть, Вам это напоминает кошмарный боевик? Нет это всего лишь выписка из инструкции). Возникает вопрос? Если это записано в инструкции, значит это имеет место быть в школе. И тут же возникает вопрос, а где же в этом процессе находятся взрослые, педагоги?

Не секрет, это можно проверить по журналам, что на первом месте по травматизму стоят уроки физкультуры , а на втором- технология. Таким образом, на педагогов, преподающих Технологию, возлагается огромная степень ответственности за безопасность в жизнедеятельности школьников. На сколько учитель ответственно, или наоборот, относится к этому аспекту проверить можно просто и элементарно. Необходимо только лишь зайти в мастерскую и все поймешь и все увидишь:

Разбитые верстаки, грязь на полу и на оборудовании, грязные светильники, сработанные круги на заточных станках, отсутствие нормальных инструментов и т.д. и т.п  Все бы ничего, если бы этот горе-педагог, такой порядок поддерживал у себя в гараже, но когда такой порядок в мастерских, то чему же учиться детям? И вот придут эти ненаученные дети на производство, а производство характеризуется наибольшим уровнем опасности и получат травму, а еще того хуже- смертельный случай.

Анализ производственных аварий, травм, несчастных случаев, профессиональных заболеваний показывает, что основной причиной их является несоблюдение требований безопасности, незнание человеком техногенных опасностей и методов защиты от них, причем человеческий фактор во многих случаях, является главенствующей причиной возникновения опасностей.

Поэтому изучение опасностей трудовой деятельности  (учебный процесс это вид трудовой деятельности),причин их возникновения, методов и средств защиты должно являться святой обязанностью каждого педагога при обучении ОО Технология.

Ответить

Почта не будет опубликована.Обязательны для заполенения *