Использование регионального компонента Тульской области на уроках русского языка (автор Лавренова Е.В.)

У большинства людей чувство родины в обширном смысле — родной страны, отчизны — дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей- пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна.

(А. Твардовский)

«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране». 

Д.С.Лихачёв

Не секрет, что в современных условиях одной из основных задач школы является воспитание гуманной, всесторонне развитой личности, знающей и уважающей историю своего края. Осуществить эту цель нам помогает использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы.

Как известно, учебники, реализующие федеральный компонент образования в области русского языка, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего поиск языкового материала, отражающего специфику того или иного региона России каждый учитель ведёт самостоятельно.

Такая работа ведётся и преподавателями нашей школы.

Часто на уроках мы работаем с текстом, используя региональный компонент. Например, текст« История Перовской гимназии». Именно так называлась школы№4 ранее). Таким образом, учащиеся не только анализируют текст, но и узнают много нового об истории своей родной школы.

Работа с текстами поэтов и писателей о Туле.

( С.Д. Ошевского «Истоки прекрасного»,И. Панькина «Цепь для царицы», .. И.Мордашова «Подарок Тулы», И.В. Щербино«Характер туляков».

Г.Чуднова «Вокруг могучих стен» ,«История Тульского края»,

Работа с текстом на уроках русского языка развивает, совершенствует чувство языка, приобщает школьников к национальной культуре, создает условия для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса; для формирования представления о языковой системе, реализации внутрипредметных (межуровневых), а также межпредметных связей курсов русского языка и литературы; для личностно ориентированного преподавания русского языка, для формирования языковой личности; для духовно-нравственного воспитания учащихся, для развития их творческих способностей.

Чаще всего региональный компонент используется не как отдельный блок, а как «вкрапления» в учебный материал без выделения отдельных часов и в качестве языкового материала при изучении школьного курса предметов.

Например, в 5 классе предлагается тема « Допустимые варианты произношения и ударения. Особенности произношения в Тульской области.» При этом учащиеся анализируют свою речь, сравнивают ее с литературной нормой, находят отличия. Далее эта тема конкретизируется при изучении существительных в 5 классе.

При изучении темы «Лексика» можно предложить детям следующие задания:

Найти в толковом словаре значение слов и записать их:

-самовар, лудильщик, баян, кустарь, оружейник;

-подобрать синонимы к слову умелый (мастеровой, талантливый, опытный). Составить с одним из них предложение о тульских мастерах.

При изучении антонимов в разделе «Лексика» детям предлагается написать сочинение-миниатюру на тему «Мой город сегодня и завтра».

Изучая диалектизмы и профессионализмы, можно дать учащимся задание найти диалектизмы и профессионализмы Тульского края. Например: Простоплётки — особый вид лаптей. Сватушки — обряд сватовства. Чуни — обувь, плетёная из конопляных верёвок наподобие лаптей. Жамки — вид пряника.

Давильщик — рабочий, делающий крышки для самовара на давильном станке.

Душничек — деталь на крышке самовара для пропускания пара при кипении.И т.д.

При изучении существительных собственных и нарицательных на уроках рассматриваются особенности тульской топонимии, т.е. происхождение названий городов, деревень, рек, озер, улиц нашей области. При подготовке к уроку можно использовать книгу С.А. Рассаднева «Прогулки по улицам Тулы». Возможно предложить детям следующее задание: подобрать к именам нарицательным имена собственные, связанные с Тульским краем. Писатель, город, деревня, река, художник, рассказ.

При изучении числительных дома дети подбирают материал и составляют предложения с какими-либо числительными, характеризующими город, область. Например: В 1380 году произошло сражение на Куликовом поле.

При изучении темы «Обобщающие слова при однородных членах» можно предложить ученикам дополнить предложения: О городе Туле мы узнаём из произведений писателей:..В Тульской области много маленьких городов:.. и т.д. Также можно использовать предложения, содержащие информацию о Тульском крае, для синтаксического, пунктуационного разборов.

При изучении темы «Имя прилагательное» можно предложить детям игру: кто больше всех придумает определений к словам: самовар(пузатый, сияющий, горячий, грушевидный, жаровой и т.д.) ;пряник( ароматны,. вкусный, медовый, сладкий, печатный, заварной и т.д.)

 

Отдельно нужно сказать о темах сочинений, их можно предложить великое множество. Сочинение-рассказ «Первый раз в музее» ( по итогам экскурсии в музей «Тульские Древности»), сочинение-описание природы «Тульский парк», сочинение на публицистическую тему «Люби и охраняй природу родного края», сочинение-рассуждение или изложение с элементом рассуждения по теме «Моя малая родина». Кроме того, «Моя фамилия», «Почему меня так назвали», «Традиции моей семьи», «История моей семьи» и т.д.

Такие темы стимулируют общение ребенка в семье, учат его ценить то, что составляет историю его жизни, историю его семьи, школы, улицы, города.

Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся.

Каждый из перечисленных видов работы можно систематически использовать в обучении русскому языку, что имеет не только обучающий, но и воспитательный характер, пробуждает интерес у учащихся к родному слову.

Подробный материал по региональному компоненту Тульской области широко представлен в издании Е.Ю.Макарочкиной «Русский язык.

Региональный компонент Тульской области».

Пособие составлено в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования по русскому языку, согласно требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы по русскому языку. Содержит адаптированные тексты и задании (тренировочные и контрольные), ориентированные на учащихся средних общеобразовательных учреждений. Предназначено для организации закрепления и проверки знаний по русскому языку. В пособие включены тексты для проведения изложений и диктантов, а также творческие задания для учащихся, с помощью которых уроки русского языка МОЖНО сделать более яркими, что способствует развитию творческого потенциала школьников.

Учебное пособие по русскому языку в рамках регионального компонента поможет учащимся познакомиться с историей родного края, его природой, с выдающимися людьми, родившимися на Тульской земле, жившими на ней, много сделавшими для области и страны. Познакомит с творчеством современных поэтов и прозаиков Тульского края, которые продолжают традиции великой русской литературы. Вызовет интерес к родной земле, родному языку, научит уважать себя, свою семью, свой язык, свой край.

Ответить

Почта не будет опубликована.Обязательны для заполенения *