«Контроль и анализ полученных знаний на уроках русского языка» (автор Лавренова Е.В.)

Контроль как составная часть учебного процесса

 Неотъемлемой частью учебного процесса является контроль за деятельностью учащихся. Контроль охватывает все элементы и этапы урока. В ходе контроля осуществляются некоторые функции, оказывающие многостороннее влияние на учащихся.

Воспитывающая функция проявляется в стимулировании учащихся к приобретению полноценных знаний, умений и навыков, прививает и активизирует чувство ответственности к своим действиям и регулярному труду на уроках и дома.

Обучающая функция контроля проявляется в корректировке и уточнении знаний, умений и навыков, с учетом обнаружения пробелов и ошибок при установлении обратной связи с учащимися.

Контроль неразрывен с применением знаний, умений и навыков и сопровождает деятельность учащихся, осуществляя наблюдение.

Обучение происходит в виде процесса, протяженного по времени. На этом пути идет постоянное овладение темами и разделами, что накапливает знания, умения и навыки. По факту завершения изучения какой-либо темы или раздела проходит контроль знаний по всей теме, разделу.

Контроль может быть: всеобщий или выборочный.

Всеобщий контроль проходит при условии, что все учащиеся класса (группы) выполняют итоговую работу.

Выборочный контроль проявляется в различных формах опроса, а именно:

Индивидуальный опрос. Включает устную и письменную часть. Знания, умения и навыки учащегося определяются в один прием. При устном опросе учитель проверяет степень владения учеником научными знаниями, умение излагать знания в научном стиле и верно употреблять термины. При устном опросе применяются вопросы типа:

— Репродуктивные — воспроизведения правил учебника;

— Продуктивные — требующие сравнения, обобщения или сопоставления.

При оценивании устного ответа обращают внимание на полноту изложенного материала, приведение достаточного количества примеров и их объяснения, на детали.

Для оценивания недостаточно только устного ответа. Как правило, применяются еще и выполнение письменных заданий. Существуют некоторые способы   внедрения письменных заданий в индивидуальный опрос:

  • на доске учащийся записывает продиктованные учителем слова, предложения, словосочетания, параллельно комментируя их;
  • учитель заранее записывает на доске упражнение с пропущенными знаками или буквами, а учащийся получает задание заполнить пропуски, сделать необходимые разборы, составить схемы предложения и т.п.;
  • домашнее задание в виде текста упражнения и его проверка тоже может служить элементом индивидуального опроса;
  • любой из видов диктанта или упражнения, выполненного в классе, может выступать материалом для индивидуального опроса.

К видам индивидуального опроса можно отнести следующие:

Парный индивидуальный опрос

Класс делится на пары. Теоретическое задание на доске или на карточках предлагается всему классу. Один из пары учеников отвечает, другой слушает, дополняет, уточняет и потом отвечает.

Опрос по карточкам

Карточка может содержать теоретические вопросы и практические задания, или что-то одно из этого. Для каждого ученика можно подготовить карточки в зависимости от его уровня, что осуществляет принцип индивидуального подхода. Для слабых учеников — подсказку, образец к заданию или алгоритм. Для среднего уровня учеников — без подсказки. Для учеников сильнее — творческое задание. Проверка карточек может осуществляться самим учителем или в качестве самопроверки учащимися.

Уплотненный опрос

При этом виде опроса можно объединить опрос у доски и работу по карточкам. Кто-то выполняет работу у доски, кто-то по карточкам. Остальные занимаются иной работой: проверка домашнего задания или выполнение классного упражнения. После определенного времени учитель с классом слушают объяснение заданий, выполненных учениками у доски, и тех, кто выполнял задание по карточкам.

Групповой опрос

Работа учащихся в группе. Задания определяются в связи с этим. Работа оценивается исходя из результата всей группы.

Общеклассный письменный индивидуальный опрос

На уроках вторичного закрепления и обобщения проводится письменная итоговая работа. Это может быть работа по перфокартам, тестам с выбором ответа, работа класса по развитию речи, изложение или сочинение.

Фронтальный опрос

В отличие от индивидуального опроса, с учетом ответа учащегося в один прием и локации устного или письменного ответа в какой-либо части урока, фронтальный опрос учащихся проходит в несколько приемов. Ответы учащегося рассредоточены по всему периоду урока. Фронтальный опрос предполагает сжатые аналитические ответы, т.к. задача учителя направлена на решение задач урока. В отличие от индивидуального опроса, при котором один ученик дает ответ полный и развернутый, при фронтальном опросе по данной теме может быть опрошено несколько учеников, каждый из которых дает ответ, объясняет правило и приводит примеры. Учитель планирует, кого в течение урока он будет опрашивать и какой материал предлагать при этом.

Достоинства фронтального опроса:

— Экономия времени на уроке — опрос сопровождает естественный ход урока, увеличивает количество повторения и закрепления на уроке через выполнение упражнений, они выполняются всем классом;

— Фронтальный опрос активизирует работу учащихся: каждый учащийся находится в готовности к ответу, т.к. учитель может спросить любого ученика в любое время урока, привлекая его к фронтальному опросу.

Недостатки фронтального опроса:

— При фронтальном опросе, в отличие от индивидуального, отсутствует глубина опроса учащихся, что не способно выявить объем знаний учащихся;

— Фронтальный опрос может снизить уровень подготовки учащихся и их развитие, т.к. при этом виде опроса преимущественно используются короткие, сжатые ответы.

Проверка и анализ домашнего задания

 Проверка домашнего задания происходит посредством опроса учащихся и проверки письменного упражнения, задания. Целью данного элемента урока является выяснение уровня осознанности усвоения изученного материала и анализ правильности выполнения задания. Также одной из функций проверки домашнего задания является контроль его выполнения, оценка знаний и умений учащихся, закрепление их навыков и умений.

Как правило, проверке домашнего задания уделяется время в начале урока. Если материал органически связан с темой данного урока, то проверка задания может проходить в качестве элемента работы с новым материалом.

Проверке в домашнем задании подчинены такие факторы:

  • Усвоение учащимися знаний о языке;
  • Выполнение письменного задания;
  • Запоминание правописания слов с непроверяемыми орфограммами.

При проверке у учащихся знаний о языке подразумевается их умение определения языковых явлений, знание правил орфографии и пунктуации, правил выбора и написания орфограмм, постановки знаков препинания, различных видов разборов и классификации языковых явлений. Чтобы проверить знания о языке, учитель использует ответы на вопросы, требующие обоснования высказанного ответа. Такой тип вопросов предполагает использование вопросительных слов в начале вопроса, к примеру: Какие слова называются омонимами? Какие предложения называются сложными? и т.п. Используют вопросы и на основе выявления причинно-следственной связи между явлениями. В этом случае используются такие типа вопросов, как: Почему запятая перед союзом как не всегда ставится? От чего зависит постановка гласной о и а в корне лаг и лож? и т.п. Выделяются следующие способы усвоения учащимися знаний о языке:

  1. Применение усвоенных знаний к предлагаемым примерам.

Учитель записывает на доске или выводит на экране примеры языковых явлений в соответствии с проверяемой темой: слова с пропусками и без в определенной форме, словосочетания, предложения с пропуском знаков препинания и т.п. Задача учащихся: дать ответы на вопросы и выполнить задания, опираясь на эти примеры.

  1. Составление таблиц и подбор определенных примеров с внесением их в соответствующие графы таблицы.

Данный способ характерен для заданий на запоминание и понимание взаимосвязей между языковыми явлениями, выбора тех или иных написаний, постановки знаков препинания и т.п. Составление и наполнение таблицы должно сопровождаться комментариями учащегося с обоснованием своих действий.

  1. Связное сообщение учащегося о языковых явлениях.

Данный метод проверки логично использовать после проведения следующих учебных действий:

а) Изучения разрядов частей речи или какого-либо явления (разряды местоимений, видов глаголов, типов сказуемого и т.п.);

б) Знакомство со схожими видами орфограмм или правил пунктуации (использование мягкого знака, тире);

в) Знакомства с формами словоизменения, словообразования, типов словосочетаний, предложений.

Учащиеся должны учиться связному сообщению, т.к. оно весьма эффективно на уроках повторения. Для этого учащимся необходимо овладеть навыками составления плана ответа и по образцу выполнить сообщение о сходном языковом явлении. Для проверки домашнего задания таким способом используются задачи: рассказать о языковом явлении по представленному плану, составить план ответа о языковом явлении и связное сообщение.

Проверка знаний подразумевает письменную и устную форму. С помощью письменной формы возможно провести проверку одновременно у всех учащихся.

Проверка письменного задания проходит по языковым темам, по правописанию, по развитию связной речи. Свой ответ учащиеся мотивируют, объясняя примеры из домашней работы.

Задания по орфографии и пунктуации требуют от учащихся подчеркнуть орфограммы в словах; вставить пропущенные орфограммы; расставить пропущенные знаки препинания; выписать слова с нужными орфограммами; подобрать примеры на те или иные виды орфограмм; составить предложения по заданной теме и т.п.

Задания по данным видам проверяются следующими способами:

  • Учитель предварительно записывает на доске часть домашней работы с которой работали учащиеся, учащиеся сравнивают свою работу с представленным на доске вариантом. Цель такого способа — найти и исправить ошибки и недочеты;
  • На доске учитель записывает часть домашнего задания, ученик должен вставить знаки препинания или пропущенные буквы по своей тетради;
  • Учитель проецирует на экран проверяемую часть домашней работы, учащиеся сверяют свой результат и находят возможные недочеты, ошибки;
  • Выборочное чтение примеров;
  • Выписывание из домашней работы примеров;
  • Проведение диктанта по домашнему упражнению;
  • Письменная работа по памяти на основе домашнего задания;

Проверка запоминания учащимися слов с какими-либо особенностями.

Учащимся необходимо запомнить много слов, помимо усвоения языковых понятий и правил правописания. Слова обладают своими особенностями, связанными с их произношением, морфологией и орфографией.

Для проверки произношения слов используют следующие задачи:

  • Слова с гласными, согласными, ударением — необходимо вспомнить слова с этими орфограммами и произнести их;
  • Слова надо прочитать, они должны быть заранее записаны на доске или на экране;
  • К данным словам подбираются однокоренные или, при необходимости, образуют от них какую-либо форму, далее надо прочитать и записать их.

Для проверки правильности образования форм слов надо:

  • Вспомнить слова с заученными формами образования, произнести их и записать;
  • От данного слова произвести форму, произнести ее и записать;
  • Из данных форм выбрать литературный вариант, произнести и записать его.

Для проверки и усвоения слов с непроверяемыми орфограммами надо:

  • Вспомнить слова с непроверяемыми орфограммами, записать их, выделяя их непроверяемое написание;
  • Слова с непроверяемыми орфограммами записать под диктовку;
  • Подобрать к записанным словам однокоренные и записать их;
  • Классифицировать слова с непроверяемыми орфограммами по группам с учетом их признаков.

Задание на дом и итоги проведенного урока

 Обязательным этапом урока русского языка является домашнее задание. Домашнее задание выполняет важную функцию в формировании знаний, умений и навыков учащихся. В процессе его выполнения происходит индивидуальное осмысление и усвоение учащимся знаний о языке.

Если данная домашняя работа посильна и не очень объемна, то она охотно выполняется учащимися. Опыт подобных работ показывает, что домашняя работа должна занимать (на выполнение устного и письменного задания) не более 30-40 минут по одному предмету, а именно: повторение изученного и усвоение нового материала. Письменное задание по объему целесообразно давать: в 5-7 классах — 4-6 строк, в 8-9 классах — 8-10 строк. При выполнении нестандартных заданий, к примеру: составление предложений, написание сочинения и т.п., желательно придерживаться в полученном результате того же объема, что и при выполнении стандартного задания, упражнения. Учителю необходимо учитывать наличие в классе разного уровня успеваемости среди учащихся, т.е. слабых и сильных. Сильным учащимся можно дополнительно предложить небольшие более сложные задания, чтобы учащимся было интересней выполнять работу.

Домашнее задание предполагает такие же виды упражнений, которые выполнялись и на уроке, т.е. списывание, составление таблиц, подбор примеров, составление предложений, формы словообразования, подбор однокоренных слов, разборы слов и предложений, написание сочинений и т.п. Подбор домашнего упражнения зависит от специфики темы урока, целей обучения, подготовленности учащихся. Помимо реализации учебной цели, выполнение домашней работы формирует самостоятельность учащихся в поиске её выполнения. Учитель помогает учащимся, рекомендуя им, где и как подобрать дополнительный материал.

Учитель может предложить задания на выбор для домашней работы, что формирует интерес учащихся к ее выполнению. Одному и тому же упражнению можно дать различное задание: просто списать упражнение, списать с выполнением разбора каких-либо предложений, составить таблицы с учетом различных орфограмм в тексте упражнения и заполнить примерами соответствующие графы таблицы. При этом суть работы сохраняется, но применяется различная форма выполнения упражнения.

Домашняя работа предлагается после знакомства учащихся с новым материалом. Она может быть озвучена в конце урока или рассредоточено, но с минимальными разъяснениями учителя по характеру его выполнения.

Подведение итогов урока подразумевает выявление уровня усвоения нового материала. Для этого учителю необходимо использовать вопросы, требующие осмысленного ответа.  К примеру: Что вы узнали на уроке нового? Данный вопрос не является рациональным. Вопросы должны быть целенаправленными, иначе они будут нерациональными.

К примерам «правильных» вопросов можно отнести:

От каких условий зависит постановка тире (двоеточия, дефиса и т.п.) в предложении?

Как отличить глаголы прошедшего времени от глаголов настоящего времени? или: Как отличить глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида?

Почему запятая ставится не всегда в предложении с однородными членами предложения? и т.п.

Ответить

Почта не будет опубликована.Обязательны для заполенения *