Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. Всесторонне реализовать данный подход позволяет проектно — исследовательская деятельность.
Проектно – исследовательская деятельность в школе направлена на сотрудничество педагога и учащегося. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников.
Для ученика проект — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы. Результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, и значим для самих открывателей. Эта условия для формирования метапредметеных УУД.
А для учителя учебный проект — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение и является продуктивной возможностью для не прерывного повышения своей квалификации и профессионального мастерства.
Проектный подход востребован на уроке и вне урока, он является необходимым условием для инетаграции урочной и вне урочной деятельности.
В рамках работы научного общества в прошлом году была подготовлена исследовательская работа ученицей 8 класса по теме «Метод спрямления в решении геометрических задач». Данная тема сочетает в себе алгебраическую и геометрическую предметную базу и выходит за рамки школьного курса.
Цель проектной деятельности, как педагогической технологии: развитие познавательного интереса к математическим дисциплинам.
Задачи проектной деятельности:
- получение новых знаний, обобщение и систематизация их в рамках заданной темы;
- развитие самостоятельности у учащегося;
- формирование умения по сбору информации на заданную тему и ее применение на практике;
- развитие логического и творческого мышления.
Тип проекта: исследовательский, межпредметный.
Работа над проектом проходила по следующим этапам:
- Подготовительный.
- Теоретический (сбор информации).
- Практический (исследовательский).
- Обобщающий (рефлекторный).
Ход проекта.
- На первом этапе, ученице была предложена тема проекта и совместно с ней разработан методологический аппарат исследования. Были выявлены объект и предмет исследования, поставлена цель и разработаны задачи для ее достижения. Совместно были рассмотрены и отобраны методы исследования. Так же был предложен и рассмотрен список литературы, в которой освещается данная тема.
На этом этапе роль учителя состоит в организации деятельности учащегося и его мотивации. Важно заинтересовать ученика темой. На подготовительном этапе учитель помогает ученику сформулировать цели, задачи проекта и сформировать гипотезу – предположение, которое ученик будет подтверждать или опровергать в своей работе.
- На теоретическом этапе, ученица самостоятельно собирала и систематизировала получаемую из учебных пособий информацию и разработала план исследовательской работы.
На этом этапе роль учителя сводится к минимуму, так как эта работа по сбору информации хорошо знакома ученику. Учитель может помочь в подборе литературы, других источников информации, подсказать способы и приемы ее обработки.
- Практический этап нашей работы свелся к подбору и решению геометрических задач методом спрямления. По окончанию этой работы ученицей был сделан вывод о красоте и простоте данного метода в решении достаточно сложных геометрических задач.
К этому этапу ученик хорошо осваивает теоретический материал. Проводятся индивидуальные консультации, чтобы направить мысль ученика в нужное русло при поиске оптимального решения конкретной задачи.
- Последним этапом нашей исследовательской работы было создание презентации и доклада для выступления на научной конференции, которая проходила в апреле месяце.
На этом этапе основная проблема — это научить ученика выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше, если текс презентации будет написан в виде тезисов. Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7-10 минут на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе, которая осуществлялась на протяжении нескольких месяцев, была связана с обработкой большого массива информации. Презентацию желательно отрепетировать.
Необходимо подготовить ученика к вопросам, которые ему могут задать слушатели.
Итоги нашего проекта.
В процессе проектной деятельности ученица с большой долей самостоятельности изучала, исследовала и применяла на практике теоретические материалы, пройденные на уроках алгебры, геометрии и изученные во внеурочное время. Это не только расширило и закрепило ее знания по теме, но и способствовало личностному росту ученицы, повышению ее самооценки, формированию ее самостоятельности, внутренней организации, заставило ученицу, сталкиваясь с трудностями, преодолевать их. Таким образом, цели и задачи, которые мы ставили перед началом проектной деятельности, были выполнены.
Проектно – исследовательская работа НОУ должна быть организована таким образом, чтобы позволяла развивать творческие способности и логическое мышление учащихся, дополнять базовую учебную программу, расширять и углублять знания, по наиболее интересующим предметам школьного курса и выходить за него. Ученик должен получать практический опыт при разработке и структурированию своих научных работ и выступлений, который пригодится ему в будущем.