Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам на старшей ступени обучения в средней общеобразовательной школе (автор Кочеткова Т.Л.)

На протяжении последних десятилетий основные ориентации развития школьного образования в обществе нацелены на интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности. Сегодня очевидным становится факт, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности, так как сами знания, вне определенных навыков и умений их использования, не решает проблему образования человека и его подготовки к реальной деятельности вне стен учебного заведения
Школьное образование должно быть направлено, в соответствии с этим, на решение следующих задач.

  1. Формирование готовности к решению различных проблем. Очевидно, что в зависимости от ситуации, решение конкретно возникающей проблемы будет опираться на целый спектр знаний, навыков, умений в разных предметных областях.

Для того чтобы данное качество было сформировано, необходимо: —   сделать преподавание более проблемно-ориентированным;

—   шире использовать рефлексивный подход в обучении; —   стимулировать у обучаемых не только умение отвечать на поставленные вопросы, но и формулировать свои собственные вопросы по курсу;

—   усилить степень автономии учащихся;

—   пересмотреть традиционную роль учителя и ученика на уроке;

  1. Совершенствование билингвальной коммуникативной компетенции в устном и письменном общении с учетом социокультурных отличий современного мира.
  2. Развитие стремления учиться всю жизнь, обновляя и совершенствуя полученные знания, умения и навыки применительно к изменяющимся условиям.

Проектная методика основывается на личностно-деятельностном подходе, который означает переориентацию всего учебного процесса на постановку и решение самим школьниками познавательно-коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая способствует достижению высоких результатов обученности и образованности личности.

Ведущие положения проектной методики основаны:

— на учете особенностей личности учащихся;

— на связи идеи проекта с реальной жизнью;

— на изменении основной схемы взаимодействия учителя и учеников, которая предполагает субъектно-субъектное, равнопартнерское учебное сотрудничество учителя и учащихся;

— на значительном повышении уровня автономности учащихся при решении личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности;

— на значительном повышении уровня внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению ИЯ.

Проектная методика является:

— альтернативным подходом в современной системе образования;

-новой педагогической технологией, представляющей собой совокупность поисковых, проблемных методов как дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития их креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

-продуктивным обучением, в основе которого  лежит отличная от традиционной парадигма образования: «ученик-учебник-учитель» и проективные приемы обучения: самостоятельное планирование, прогнозирование, принятие решений,  детальная разработка личностно-значимой проблемы , научное исследование.

Рассмотрим характерные особенности обучения ИЯ на старшем этапе. Таковыми являются:

1)   более активное взаимодействие всех видов речевой деятельности (чтения, говорения, аудирования, письма);

2)   использование аутентичных, проблемных публицистических и художественных текстов в качестве источников информации, затрагивающих актуальные темы современности;

3)   большая инициативность и спонтанность речи учащихся, в которой могут затрагиваться нестандартные ситуации общения;

4)   основные виды диалогической речи – свободная беседа, групповое обсуждение предложенной проблемы, преобладание диалога – обмена мнениями;

5)   построение развернутых собственных высказываний на основе текста и самостоятельно, с достаточной аргументацией по поводу прочитанного или услышанного.

Таким образом, основной целью обучения ИЯ на старшем этапе является совершенствование всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, являющееся главным условием осуществления межкультурной коммуникации в целом. На завершающем этапе обучения целесообразно использовать такую педагогическую технологию, которая давала бы возможность учителю ввести своих учеников в процесс познания, нацелить их на поиск знаний, то есть способствовала бы дальнейшему развитию вторичной языковой личности и совершенствованию первичной, дальнейшему формированию коммуникативной, социокультурной и межкультурной компетенции.  При этом наиболее логичным является рассмотрение психолого-педагогических основ использования проектной методики с учетом специфики ИЯ как учебного предмета на старшей ступени обучения средней общеобразовательной школы.

Каким же образом проектная методика может быть использована в преподавании ИЯ на старшей ступени обучения?

Объектом изучения ИЯ является иноязычная речевая деятельность как важнейшее средство межкультурного взаимодействия в целом. Межкультурное взаимодействие возможно только в том случае, если у школьников будут сформированы все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК): языковая, речевая, социокультурная, компенсаторная и учебная.

Проектная методика, как современная педагогическая технология обеспечивает успешное формирование всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, а, следовательно, и развитие вторичной языковой личности.

Обозначим существенные методические выводы, лежащие в основе проектного обучения как современной педагогической технологии на этапе творческого применения языкового материала.

  1.   Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также языковую компетенцию на уровне, определенном программой, необходима активная устная практика для каждого ученика группы.
  2.   Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступает в своей прямой функции – формировании и формулировании этих мыслей.
  3.   Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, но искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культур.

Основная идея подобного подхода к обучению ИЯ, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления искусного владения определенными языковыми средствами.

Признаками проектной методики как новой личностно-ориентированной технологии являются:

  1. Наличие концептуальной идеи автора – личностно-деятельностный подход к обучению ИЯ.
  2. Точность и предсказуемость результатов, осознание путей их достижения. 3. Нацеленность на создание конкретного речевого продукта (диалог, монолог и т.д.), воплощенных в видах и формах учебной и внеучебной деятельности (коллаж, комикс, сценарий, дневник, стенгазета).
  3. Связь идеи проекта с реальной жизнью: наличие связей между теорией и практикой.
  4. Самоорганизация и ответственность участников проекта. Консультационно-координирующий характер деятельности учителя.
  5. Обоснованная технология обучения коммуникативной компетенции (языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебной), которая является главным условием развития межкультурной коммуникации в целом. Данная технология предусматривает временную и структурную завершенность проекта, а именно наличие четкого алгоритма выполнения последовательных действий.Основные особенности организации проектной работы в процессе обучения ИЯ на завершающем этапе средней общеобразовательной школы.           Необходимыми требованиями к использованию проектной методики при обучении ИЯ являются:

1)   наличие личностно- значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, поиска для ее решения): исследования истории возникновения различных праздников в англоговорящих странах St. Patrick’s Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mother’s Day и т.д.; организация путешествий в разные страны; проблема семьи; проблема свободного времени у молодежи; проблема обустройства дома; проблема отношений между поколениями и т.п.; 2)   практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажем с места событий; программа туристического маршрута; план обустройства дома, парка; планировка и обустройство квартиры и т.д.;

3)   самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;

4)   структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);

5)   использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий (алгоритм проведения проектной деятельности) —   выдвижение гипотезы их решения; —   обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.); —   обсуждение способов формирования конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и т.д.); —   сбор, систематизация и анализ полученных данных; —   подведение итогов, оформление результатов, их презентация; —   выводы, выдвижение новых проблем исследования

Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения ИЯ, следствием чего является повышения интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе «добывания знаний» и   их сознательного применения в различных иноязычных речевых ситуациях, а значит, способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их языковой личности, высокой мотивированности обучаемых.


Список  использованной  литературы

1. Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам / Л.А. Байдурова, Т.В. Шапошникова // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 5-11.

2.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Академия, 2000. – 272 с.

3. Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку / Н.В. Туркина // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 3. – С. 46-48.

Ответить

Почта не будет опубликована.Обязательны для заполенения *