«Слово — не воробей»

Педагог-психолог первой квалификационной категории Орехова М.А.

«Слово – не воробей» 

Давайте сегодня поговорим о нашей речи. Но не о выразительности, а о выражениях. Грубых выражениях в ней, которые бывают обращены к детям. Например «ты осёл» или ты «дурак», «ты нытик»,  к сожалению, эти выражения очень редко бывают к месту. Или ещё выразительней:  «Ты глупая, почему ты дура не сделала это»; «Да в кого ты такая неблагодарная дрянь». Грубое слово, услышанное  от чужого человека, может испортить день, а от близкого – доставляет боль. Все мы знаем что детей бить нельзя, но часто забываем, что ударить можно и словом и это иногда намного больнее и забывается намного дольше, либо запоминается на всю жизнь. Я думаю, что почти  каждый из вас может вспомнить пару таких выражений, которые нам говорил кто-то из наших родственников нам в детстве. Но, не смотря на то, что нас самих обижали такие слова, мы можем «на  эмоциях» сами стать авторами подобных грубых слов и выражений.

«Посмотрите таким взглядом на свою семью: какие картинки проявятся? Что такое ругань, как не обыденный мордобой? Вы – участвуете в этом мордобое?

РУГАНЬ – ЭТО ОБЫДЕННЫЙ МОРДОБОЙ. ВЫ В ЭТОМ УЧАСТВУЕТЕ?» ( Из книги Николая Козлова «Как относиться к себе и людям»)

Вспоминая через какое — либо время данную ситуацию нам буде стыдно и неловко. Вот только как говориться «сказанного не воротишь». .   Мы часто учим своих детей как надо поступить, что сказать, но, к сожалению,  иногда сами забываем об этом.

Хуже всего, что грубые слова, произносимые неоднократно, не только дают пинок, а становятся неправильной программой формирования личности ребёнка.  «А вот Петя уже давно делает это…» – неуверенность, низкая самооценка. «Прекрати умничать!» —  угасание  интереса к познавательной деятельности, безынициативность. «У тебя руки не из того места растут!» — беспомощность, апатия, лень. «Рот свой закрой, кому сказала» —  снижение доверительных отношений, неуверенность. «Ты весь в отца» —  говорит о том, что походить на родителей — это плохо. Получается, что в ребёнке воспитывают неуважение к своим близким. «Сейчас по ***** схлопочешь! Какая же ты тупая! Пошла вон! —   может привести к тому, что и ребёнок будет воспринимать брань как норму, а значит, так же отвечать родителям. «Если ты не сделаешь уроки, отец запрёт тебя на месяц в комнате! Жри, что тебе дают!  «Ты плохой ребёнок , бить тебя надо было больше». Такие фразы являются также зеркальным отражением прошлого взрослых. Нерастраченная обида переносится на детей, которые будут (если запомнят) так же относиться уже к своим чадам. Этот список можно долго продолжать.

Что же делать

Следим за собой и выписываем в отдельный список все характеристики времени (всегда, никогда и т.п.), которые мы чаще всего употребляем в речи, и которые чаще всего используем в описании действий супругов или детей.

Учимся контролировать свои эмоции.

Учимся   обуздывать  свой непокорный язык.

Всё что сказано грубо может быть сказано тактично.  Учимся подбирать «нужные» слова».

Слова, наполненные разумной добротой учат ценить, уважать, слушаться, любить.

Что мешает нам быть другом для своего ребёнка, старшим наставником. Никто не говорил что это просто: вырастить и воспитать новую, гармоничную и сильную личность. Но оно того стоит.

Ни капли холодного, острого, злого!
Без доброго слова, без теплого слова.
Без нежного слова – не лечат больного»

Юнна Мориц

Ответить

Почта не будет опубликована.Обязательны для заполенения *