Воспитатель высшей квалификационной категории Жиганова Н.В.
Стихи в помощь малышам для развития навыков мелкой моторики.
Растущим человечкам всегда хочется быстрее познать этот мир. Естественное стремление к развитию побуждает их подражать взрослым или же пробовать нечто новое самостоятельно.
Однако было бы очень здорово, если бы в этом процессе научения рядом был бы кто-нибудь из родителей или воспитателей. Ведь помощь, даже самая незначительная, это большое подспорье в деле освоения навыков. Если же при этом использовать так называемые «рифмованные инструкции», то это существенно облегчит задачу. Ведь игровой элемент в ходе обучения детей весьма эффективен. Прежде чем приступать к какому-нибудь занятию, не лишним будет провести небольшую гимнастику для пальчиков, а заодно и напомнить (или выучить) их названия.
Пальчики
На руке пять пальцев есть,
Нужно всех их перечесть.
Этих братьев надо знать,
Как их звать и величать.
Тот отдельный, он старшой.
Называется Большой.
Что указывает путь
Указательным зовут.
Самый длинный палец Средний
Выше всех и всех приметней.
А четвёртый – Безымянный,
Словно гость какой незваный.
Вот Мизинец-малышок,
Рост его один вершок.
Дружно пальчики живут
И при встрече руку жмут.
Ну а если что не так –
Собираются в кулак!
Когда пальчики достаточно размяты и подвижны, можно заняться делом и посерьёзней. К примеру, в помощь освоению непростого упражнения по застёгиванию рубашки, неплохо будет «призвать в ассистенты» данный стишок.
Как застёгивать рубашку
Чтобы застегнуть рубашку
И не допустить промашку,
Надо пальцам приказать
Крепко пуговичку взять
И пустить её в прорез,
Чтоб кружок туда пролез.
Теперь обратим внимание на шнурки. Их завязывание будет гораздо сложнее, чем упражнение, где надо просунуть пуговицу в прорезь. Тут понадобится терпение и упорство. Ну, а если приговаривать при этом нехитрые рифмованные словосочетания, дело может пойти гораздо легче.
Как завязывать шнурки
Мы два усика возьмём,
Перекрестим и прижмём.
Скрутим петли в узелки –
В бантик свяжутся шнурки.
Всем педагогам известна пирамидка-сортер. Очень полезная вещь, с которой дети охотно и активно занимаются. В данном случае можно прибегнуть к использованию вот такого незамысловатого стихотворения.
Как построить пирамидку
Как построить пирамидку,
Сделав лишь одну попытку?
Способ есть один простой:
Отыщи кружок большой.
Дальше меньше круг найди
И на шест его сади!
Так от большего к меньшому
Не спеша, по-деловому
Кольца точно подберёшь
И задание пройдёшь.
Надеюсь, данные советы могут оказаться полезными при работе с детьми. Симбиоз физических манипуляций пальцев с вербальным сопровождением даёт неплохие результаты в деле развития и закрепления у малышей навыков мелкой моторики рук.