«Влияние современных гаджетов на речевое развитие ребенка»

Учитель-логопед Сапронова Н.В.

«Влияние современных гаджетов на речевое развитие ребёнка.»

В последние годы родители и педагоги отмечают задержку речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. В середине 1990-х годов XX века нарушение речи наблюдалось у 4% детей. За последние годы XXI века процент речевых нарушений у детей возрос до 25%, т.е. более чем в 6 раз.

Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог.

На вопрос: «В какие игры вы играете дома?» родители отвечают: «Он (а) играет». Ребёнок играет один, а для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и, главное, в его общение со взрослым. Речевые звуки, не обращённые к ребёнку лично и не предполагающие ответа, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком».

Современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Чаще они смотрят телепрограммы, которые не требуют ответа. Речь, исходящая с экрана, остаётся малоосмысленным набором чужих звуков. Поэтому дети предпочитают молчать, либо изъясняются криками и жестами. Современные родители считают, что ребёнок, который научился пользоваться гаджетами быстрее, чем говорить, вырастет компьютерным гением. Однако, первоклассники, которые проводят больше времени за телефонами и планшетами имеют скудные словарь, на уровне бытовой повседневной ситуации. Например, если предложить ребёнку назвать предметы посуды, то многие не знают, как называется «половник» (поварёшка), «ваза», не умеют обобщать. Связная речь бедна и примитивна. Многим приходится прилагать большие усилия, чтобы выразить свою мысль.

Фразовая речь у ребёнка 7 лет состоит из простых распространённых предложений с неправильным употреблением окончаний. Пересказ доступен только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий. Происходит затормаживание психических процессов таких, как память, воображение. Не каждый дошкольник семи лет может дать ответ на простую задачку: «За забором восемь кошачьих лап, сколько кошек за забором?»

Как отучить ребёнка от гаджетов?

В качестве рекомендаций для родителей предлагаю памятку «Как отучить ребёнка от гаджетов».

1. Пересмотреть взаимоотношения с ребёнком, проанализировать сколько времени вы проводите вместе каждый день и как вы общаетесь, доверяете ли друг другу, делитесь ли своими переживаниями. Если у

ребёнка лучший друг электронное устройство, скорее всего, родители не являются его друзьями.

2. Найти замену. Надо найти альтернативу и занятие по интересам, от чего у ребёнка будут «гореть глаза».

3. Общение в живую. Можно придумать правило: пришёл домой – отложи телефон.

4. Быть примером. Важно начать с себя и подумать, какой пример взрослые показывают своим детям. Образ жизни родитей, проводящих время с планшетом или компьютером, может способствовать формированию у ребёнка убеждённости в значимости и важности данного вида деятельности и принятии его в качестве подражания.

5. Приучать к ответственности. Договориться с ребёнком об определённом времени просмотра мультфильмов, даже если родителей не будет дома.

6. Играйте с детьми в настольные игры – эти моменты останутся в памяти ребёнка. Дети, играя с вами в настольные игры, будут играть со своими детьми.

Таким образом, проблема использования гаджетов на сегодняшний день является насущной. Неверное представление родителей о влиянии гаджетов на развитие ребёнка приводит к неправильному речевому развитию. Развитие ребёнка, особенно речевое, невозможно без детско-родительского общения.

Но в тоже время это вовсе не означает, что необходимо исключить телевизор и компьютер из жизни детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном детстве, когда речь ребёнка только формируется, гаджеты несут в себе серьёзную опасность.

Забери у дитя телефон, Поговори с ним о рыбках и птичках. Поиграй во дворе с ним в футбол, Костёр разведи, не используя спичек. Гораздо проще сунуть планшет В детские руки, не державшие палок. Пока занят ребёнок, скорей в интернет, Ведь «лайки» важнее пряток и салок. Дети сегодня не знают совсем, Что делать с луком, с рогаткой. Кроме игр-онлайн, других нет. И Зачем нужны шалаши и палатки, «Царь горы», на санках катание? Игр «живых» миллион. Подари ребёнку воспоминания, Забери у дитя телефон!!!

Ответить

Почта не будет опубликована.Обязательны для заполенения *